Биография
Юность
Мольтманн родился в Гамбурге и его воспитание, по его собственному признанию, было в основе своей секулярным. Дедушка Мольтманна был великим магистром масонской ложи. В возрасте 16 лет Мольтманн идеализировал Альберта Эйнштейна и мечтал поступить в университет на физико-математическое отделение.
Тем не менее, ввиду военных действий, Мольтманн был призван в армию в семнадцатилетнем возрасте и служил в люфтваффе. В результате бомбардировок силами союзников, Гамбург был практически уничтожен. Одна из бомб, взорвавшаяся рядом с юным Юргеном, унесла жизнь его школьного друга. По признанию самого Мольтманна: «В эту ночь я впервые воззвал к Богу: где Ты? Для чего я остался жить, когда другие мертвы?» Получив направление в Рейхсвальд и попав в окружение в 1945 году, Мольтманн сдался в плен первому же британскому солдату, которого он встретил.
В течение последующих трёх лет, в качестве военнопленного, Мольтманн помещался в различные лагеря военнопленных. Находясь в лагере в Бельгии, Мольтманн, как и другие бывшие солдаты нацистской Германии, чувствовали разочарование и безнадёжность. Вывешенные в лагере фотографии Аушвица и Бухенвальда заставляли разочаровываться в немецкой культуре, да и в самой немецкой нации, которую юный Мольтманн так высоко ценил. Полный таких чувств, Мольтманн встретил в лагере небольшую группу христиан. Американский капеллан лагеря подарил Юргену небольшую книжицу, содержавшую Новый Завет и Псалтирь, читая которую и общаясь с верующими, Мольтманн находил, что именно христианская вера и есть то, что может дать надежду. Позже он признался: «Не я нашёл Христа, но Он нашёл меня».
Из Бельгии Мольтманн был переведён в лагерь военнопленных в Килмарноке, Шотландия, где он, вместе с другими военнопленными трудился на восстановлении объектов, разрушенных во время налётов немецкой авиации. Очень сильное впечатление на Юргена произвела благожелательность местного шотландского населения к пленным. В июле 1946 года Мольтманн был перемещён еще раз в Нортон Кэмп, лагерь военнопленных в селении Кокни, возле Ноттингема. Здесь трудились представители Христианской ассоциации молодых людей (YMCA), поэтому Юрген познакомился здесь с большим количеством студентов богословских факультетов. Здесь он открыл для себя книгу Райнхольда Нибура «Природа и судьба человека» — первую книгу по богословию, которую Мольтманн когда либо читал. По его свидетельству, она произвела на него огромное впечатление. Здесь же, в Нортон Кэмп, Мольтманн начал получать базовые богословские знания. После освобождения, в 1947 году Юрген посетил первый послевоенный съезд Всемирной федерации студентов-христиан (англ. ) в Свэнвике, возле Дерби. С этих пор Мольтманн избирает путь развития в христианском богословии.
После войны
Мольтманн возвратился в свой родной город Гамбург в 1948 году, в возрасте 22 лет. Страна в это время все ещё находилась в руинах после войны. Мольтманн решил изучать богословие, видя его важность для социальной жизни восстанавливающейся из руин страны, и поступил в Гёттингенский университет, где преподавали последователи Карла Барта, а также принадлежащие к Исповеднической церкви профессоры. В Гёттингене Мольтманн обучался под руководством таких известных представителей современного немецкого богословия как Ганс-Йоахим Иванд, Эрнст Вольф и Отто Вебер. Под руководством последнего Мольтманн защитил свою докторскую диссертацию в 1952 году. Во время учёбы в Юрген познакомился и со своей будущей супругой Элизабет Вендель, которая принадлежала к Исповеднической церкви и уделяла много внимания защите прав женщин.
В 1952—1957 Мольтманн служил пастором Евангелической (лютеранской) церкви в Бремен-Вассерхорст. В 1958 году он стал преподавателем богословия в семинарии Исповеднической церкви в Вуппертале, а в 1963 году был зачислен в штат богословского факультета Боннского университета. В 1967—1994 годах был профессором систематического богословия в Тюбингенском университете. На протяжении 1963—1983 годов Мольтманн был членом Комитета веры и порядка при Всемирном союзе церквей, в 1983—1993 был профессором (англ. ) систематического богословия в университете Эмори (англ. ), Атланта. Читал отдельные циклы лекций в различных богословских учебных заведениях Европы, например, Лекции в память Др. Джозефа Норденхога (Международная баптистская богословская семинария, 1980), Лекции Гиффорда (Эдинбургский университет, 1984—1985) и др. В 2000 году Луисвильским университетом удостоен премии Громайер (англ. ) в области религии за книгу «Грядущий Бог: Христианская эсхатология».