Поделиться:

О знаменитости

Николай Ильич Миклуха: биография


Николай Ильич Миклуха биография, фото, истории - инженер-путеец

инженер-путеец

Биография

Николай Ильич Миклуха приходился внуком герою Очакова, и родился в 1818 году в Стародубе. Он с отличием окончил Нежинский лицей.

Николай Миклуха был бедным малороссийским потомственным дворянином и у него не было достаточных средств на оплату дилижанса до Санкт-Петербурга. Но он не оставил мечту получить высшее образование в столице империи. Бедность вынудила пытливого и упорного лицеиста пешком отправится к своей цели. Он отлично выдержал экзамены в корпус (институт) путей сообщения. Николай в корпусе учил­ся также отлично и в 1840 году окончил его блестяще (вторым по списку).

Одной из первых работ молодого инженера был проект по соединению Волги и Москвы-реки.

Существует легенда, что был момент, когда он был на грани голодной смерти и его спасла случайная встреча с А. К. Толстым, впоследствии выдающимся русским писателем, который являлся земляком Миклухи и помог ему выжить.

Николаевская железная дорога

Венцом карьеры и главным делом жизни Н. И. Миклухи стало строительство первой в России магистральной железной дороги. Инженер работал на новгородских участках трассы, они считались самыми трудными. С работой он справлялся блестяще, опережая в темпах своих коллег. Возможно, этому способствовали гуманизм и демократизм Миклухи в отношениях с угнетёнными «работными людьми».

Он в 1844 году вступил в брак с Екатериной Семеновной Беккер. В отличие от своих коллег инженеров, Николай Ильич жил на строительстве (иногда даже в палатках) вместе со своей семьёй.

17 июля (5 июля по старому стилю) 1846 года у супругов родился второй сын, названный Николаем. Будущий учёный появился на свет в селе Языково-Рождественском Боровичского уезда, Новгородская губерния — туда перед родами привезли его мать, со строительства на пути из Санкт-Петербурга в Москву станции Угловка. Эти обстоятельства появления на свет путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая стали поводом для семейных шуток о том, что появление на свет в таких походных условиях подтолкнуло его к странствиям.

С 1851 года Николай Ильич Миклуха, состоявший тогда в чине инженер-капитана был назначен на ответственный пост начальника главного в империи Николаевского (ныне Московского) вокзала в Петербурге. Эту должность он получил, показав себя выдающимся инженером-организатором во время строительства дороги. На этой должности он участвовал в открытии дороги отправкой августейшего поезда, в котором из Санкт-Петербурга в Москву отправились Николай I и его слуга, главноуправляющий путей сообщения граф П. А. Клейнмихель.

Он жил при вокзале — его квартира находилась в здании вокзала, также здесь располагались конторы служащих вокзала, управление железной дороги, жилые квартиры служащих, императорские помещения.

В Санкт-Петербурге он прожил недолго: С 1856 года он был уволен с должности и едва не арестован за то, что, желая облегчить судьбу Тараса Шевченко, отправил ему в ссылку 150 рублей денег. После этого Николай Ильич прожил недолго: он подорвал своё здоровье на прокладке стальной магистрали по болотам Новгородчины и в январе 1858 года, в возрасте сорока лет он заболел чахоткой и скончался.

Супруга покойного, Е. С. Беккер сумела дать всем пятерым детям высшее образование.

Семья

Николай Миклухо-Маклай Владимир Миклуха Михаил Миклуха

История фамилии

Далёкие предки Миклухи были из запо­рожских казаков. Когда Богдан Хмельницкий под­нял в 1648 году Украину на войну с поляками, Миклухи одними из первых встали под знамёна гетмана. Они храбро бились рядом с Богданом, и в известной битве под Жёлтыми Водами, отличился казак из Стародубского полка по фамилии Миклуха, которого звали Грицко.

Как гласит старинное фамильное предание Миклухо-Маклаев, дошедшее до наших дней, Грицко взял в плен шотландского дворянина Майкла Мак-Лая, по бедности нанявшегося в польское войско. Мак-Лай прижился в семье Миклух и позже породнился с ними, женившись на сестре Грицко Ганне. Для того чтобы сыграть свадьбу, Майклу пришлось принять православие. Из соединения двух фамилий возникла новая — Миклухо-Маклаи. Но казаки по-прежнему продолжали именоваться просто Миклухами и только во второй по­ловине XIX века Николай Николаевич Миклуха (сын начальника вокза­ла), будучи студентом за границей, вернул фамилии полное написание — Миклухо-Маклай.

Несмотря на то, что они породнились с шотландским рыцарем, Миклухи и в XVIII веке оставались рядовыми казаками. В конце века один из Миклух, Степан, участвовал в русско-турецкой войне 1787—1792 годов. Отличился он при взятии войсками под руководством А. В. Суворова сильнейшей турецкой крепости Очаков. Степан первый взобрался на стену и водрузил там знамя, и за свой подвиг получил чин хорунжего, и вскоре был пожалован от П. С. Потёмкина дворянством и материально-правовое положение несколько изменилось. Правда, дворянство не прибавило особого богатства в семье Миклух, они по-прежнему оставалась небогатыми. Только обзавелись новым хутором под Стародубом.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Лев Юпко Лев Юпко

советский инженер-металлург, директор Запорожского металлургического завода им

Александр Гюстав Эйфель Александр Гюстав Эйфель

французский инженер, специалист по проектированию стальных конструкций

Абрахам Никлас Эделькранц Абрахам Никлас Эделькранц

член Шведской Академии наук, инженер, барон

Марлен Шмидт Марлен Шмидт

и она является победительницей на конкурсе красоты Мисс Вселенная 1961

Джозеф Фрэнсис Ши Джозеф Фрэнсис Ши

американский инженер, управляющий НАСА, директор департамента управляемых полётов НАСА, один из разработчиков программы Аполлон

Октав Шанют Октав Шанют

родившийся во Франции американский железнодорожный инженер и пионер авиации

Чингиз Ильдрым Чингиз Ильдрым

азербайджанский советский инженер-металлург, народный комиссар Азербайджанской ССР по военным и морским делам

Чигирин Юлий Фёдорович Чигирин Юлий Фёдорович

советский инженер-железнодорожник, ценой собственной жизни спасший от смерти старушку и её дочь

«Россети» дали старт цифровой трансформации в компании и запустили новую подстанцию

«Россети» дали старт цифровой трансформации в компании и запустили новую подстанцию

Liberty Group – первый бизнес Ильи Шувалова

Liberty Group – первый бизнес Ильи Шувалова

Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас

Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас