Поделиться:

О знаменитости

Мерлин, Вольф Соломонович: биография


Мерлин, Вольф Соломонович биография, фото, истории - советский психолог
22 января 1898 - 06 апреля 1982

советский психолог

Биография

Рожден и воспитан в учительской семье и в могилевской классической гимназии, учебу в гимназии он окончил в 1918 году. В гимназии Мерлин получил классическое образование и владел 5 языками, включая греческий и латынь. С 1918 по 1920 г. работал инструктором по внешкольному образованию.

Петроградско - Ленинградский период (1920—1931)

В 1920 г. Мерлин поступил на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования. Во время учебы в институте подрабатывал публичными лекциями в Петрограде о бессознательном с демонстрацией массового гипноза.

По окончании института, в 1923—1924 гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде. Научная деятельность началась в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923—1924 гг.), где он познакомился с М. Я. Басовым и получил от него приглашение работать на кафедре психологии педологического отделения Ленинградского института им. А. И. Герцена. С 1924 г. Мерлин ассистент, а с 1929 — доцент кафедры психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена; здесь же им были подготовлены первые публикации результатов его исследований.

Одновременно работая в 1930—1931 гг. в Ленинградском институте научной педагогики, Мерлин развивал исследования Басова и руководил научной группой по изучению становления и развития мировоззрения и личности детей и подростков разных социальных групп и связи целевыми установками и формированием условных рефлексов и доминант..

Саратовский период (1931—1938)

После смерти М. Я. Басова в 1931 г. В. С. Мерлин переехал из Ленинграда в Саратов, где с 1932 по 1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте и продолжал изучать волевую деятельность, а в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической наукой в России, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей школы В. С. Мерлина, — экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В 1934 г. он издает свою работу под названием «Конспект лекций по общей психологии».

Свердловский период (1938—1948)

С 1938 по 1948 г. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 г.) одновременно с педагогической работой в институте становится в 1942 г. научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе с помощью гипноза, инвалидам войны, потерявшим конечности и зрение. В это время он изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации в результате ранения ослепших бойцов. Часть материалов этих практических работ были обобщены и опубликованы В. С. Мерлиным в Ученых записках МГУ, в его докладе на совещании по вопросам психологии личности в АПН СССР,а основная часть — лишь в 1968—1970 г. в кн. «Проблемы экспериментальной психологии личности».

Казанский период (1948—1954)

С 1948 по 1954 г. В. С. Мерлин работал в Казанском университете, готовил к защите докторскую диссертацию на тему «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 г., опубликована в Ученых записках Казанского университета в 1953 г.,- см.. Здесь стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий, целостности личности. Исследования того периода были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В то время под его руководством была выполнена кандидатская диссертация Е. А. Климова, давшая начало направлению исследований индивидуального стиля деятельности. Таким образом, в центре научных интересов В. С. Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
 

 

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд

австрийский психолог и психиатр, основатель школы психоанализа

Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг

швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

Эрик Эриксон Эрик Эриксон

был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Чарлз Роберт Дарвин Чарлз Роберт Дарвин

педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens

Карен Хорни Карен Хорни

американский психолог норвежско-датского происхождения

Анна Фрейд Анна Фрейд

британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда

Паулу Фрейре Паулу Фрейре

бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики

Эдвард Брэдфорд Титченер Эдвард Брэдфорд Титченер

англо-американский психолог-экспериментатор

Владимир  Крупчак. Бухта радости

Владимир Крупчак. Бухта радости

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости