Биография
Арбузов родился в Москве, в интеллигентной семье. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916 начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.
Революция 1917 года, голод и тяжёлая болезнь матери делают Алексея Николаевича сиротой в 11 лет. Мальчик вынужден бродяжничать и вскоре попадает в колонию для трудновоспитуемых.
Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре Арбузову довелось увидеть спектакль «Разбойники» Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил А. Блок. Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.
В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет попадает в драматическую студию, под руководством П. Гайдебурова, блестящего актёра и режиссёра. Окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова. Весной 1928 уходит из театра, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принимает участие в организации театра на колёсах (агитвагон), который ездит со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.
После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в театр Мейерхольда . Вскоре стал заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта.
Писал агитобозрения для театра малых форм Пролеткульта. В 1939 году вместе с Валентином Плучеком организовал Московскую театральную студию, которая во время Великой Отечественной войны стала фронтовым театром, который существовал до 1947 года.
Пьесы Алексея Арбузова с успехом ставились во многих странах мира, а в СССР буквально не сходили со сцены («Иркутская история» ставилась более 9000 раз только в 1960—1961 годах). Многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии Теннесси Уильямса и Джона Осборна.
Лауреат Государственной премии СССР (1980, с формулировкой «за пьесы последних лет»).
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Пьесы
- «Класс» (1930)
- «Шестеро любимых» (1935)
- «Дальняя дорога» (1935)
- «Таня» (1939, перераб. 1947) До 1956 эта пьеса была поставлена 1000 раз. Прибегая к большим временным интервалам между сценами, Арбузов наглядно показывает превращение влюбленной студентки во взрослую сознательную женщину-врача. В первом варианте пьесы именно этот образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 Арбузов переработал пьесу.
- «Город на заре» (1940, перераб. 1957)
- «Европейская хроника» (1952)
- «Годы странствий» (1954)
- «Иркутская история» (1959)
- «Двенадцатый час» (1960)
- «Потерянный сын» (1961)
- «Нас где-то ждут» (1963)
- «Не бойся быть счастливым»
- «Мой бедный Марат» (1965): действие происходит во время блокады Ленинграда, автор использует типичное для него растяжение действия на многие годы (с 1965-69 — 3253 постановки)
- «Ночная исповедь» (1967)
- «Счастливые дни несчастливого человека» (1968)
- «Сказки старого Арбата» (1970) — в 1970—1973 была сыграна 1827 раз. Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор в несколько абстрактном плане использует для изложения философии старения и жизни.
- «Выбор» (1971)
- «В этом милом старом доме» (1972)
- «Моё загляденье» (1972)
- «Старомодная комедия» (1975)
- «Ожидание» (1977)
- «Жестокие игры» (1978) Действие пьесы разворачивается на нефтяных месторождениях Западной Сибири и в Москве. Автор с тревогой показывает, насколько легко необдуманные действия каждого человека могут нанести серьёзный урон другому человеку — в том числе и нравственный.
- «Воспоминание» (1981)
- «Победительница» (1983)
- «Виноватые» (1984)
Сценарии к фильмам
- Таня (1974)
- Старомодная комедия (1978)
- Сказки, сказки, сказки Старого Арбата (1982)