Биография
Родился в семье диакона.
Окончил Полтавскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1890). В академии выделялся блестящими успехами в учёбе и честолюбием.
Был известен как выдающийся знаток древних языков, в том числе древнееврейского, древнеарабского и др.
В 1902 году ему присвоена степень магистра богословия за диссертацию «Книга пророка Варуха: Репродукция»). В своей магистерской диссертации для восстановления утраченного еврейского оригинала Книги пророка Варуха, привлёк её тексты как на греческом, сирский-пешито, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский и др. Основываясь на некоторых из сохранившихся текстов, предложил свой вариант реконструкции еврейского оригинала. В русской библеистике выводы Антонина не были приняты как окончательные, но их ценность признаётся.
Монах и преподаватель
22 февраля 1890 был пострижен в монашество; с 17 июня 1890 — иеромонах.
С 1890 года — помощник инспектора Киевской духовной академии.
С 1892 года — смотритель Московского Донского духовного училища.
С 1893 года — смотритель Киево-Подольского духовного училища.
С 1895 года — инспектор Тульской духовной семинарии.
С 1897 года — преподаватель Холмской духовной семинарии.
С 1898 года — ректор Благовещенской (на Амуре) духовной семинарии в сане архимандрита.
С 1899 года — младший, затем старший цензор Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета.
На всех должностях отличался экстравагантным поведением и неуживчивым характером, в связи с чем был вынужден часто менять места службы. Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях рассказывал:
Также владыка Евлогий вспоминал об Антонине, что, в бытность того преподавателем Холмской духовной семинарии, «чувствовалась в нём что-то трагическое, безысходная духовная мука. Помню, уйдёт вечером к себе и, не зажигая лампы, часами лежит в темноте, а я слышу через стену его громкие стенания: ооо-ох… ооо-ох».
Во время службы в Благовещенске вступил в конфликт с губернатором и, оставив семинарию, уехал в Петербург. В качестве цензора не только пропускал в печать всё, что поступало на его утверждение, но находил особое наслаждение в том, чтобы ставить свою визу на литературных произведениях, запрещённых гражданской цензурой.
Александр Бенуа дал такую характеристику Антонину во время его службы в Петербурге:
Епископ
С 2 марта 1903 года — епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Был возведён в архиерейский сан по инициативе митрополита Антония (Вадковского), ценившего его за образованность и учёные труды и всячески ему покровительствовавший.
Принимал участие в религиозно-философских собраниях в Петербурге в 1901—1903, в которых участвовали многие представители интеллигенции.
Придерживался либеральных политических взглядов. В 1905 году состоял членом комиссии по выработке правил о свободе печати, где высказался за полную, ничем не ограниченную свободу печати с совершенным уничтожением всякой цензуры. Левый политик В. Г. Тан вспоминал о поведении епископа Антонина после «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года:
После 17 октября 1905 года (издание Высочайшего манифеста Об усовершенствовании государственного порядка) прекратил произносить при поминовении императора титул «самодержавнейший». Опубликовал в «Новом времени» статью о сочетании законодательной, исполнительной и судебной власти, как о земном подобии Божественной Троицы. После поражения революции 1905—1907 гг. за эти действия был уволен 8 февраля 1908 года на покой; проживал в Сергиевой пустыни.
Находясь на покое, работал над исследованием Книги Притчей, которое не было опубликовано.