Поделиться:

О знаменитости

Люй Цзи: биография


Люй Цзи биография, фото, истории - китайский художник в жанре «цветы-птицы»

китайский художник в жанре «цветы-птицы»

Люй Цзи был уроженцем Нинбо, пров. Чжэцзян, однако, так же как в случае с многими придворными художниками эпохи Мин, не известны даты его рождения и смерти. Предполагают, что он родился в 1429 году во время правления императора Сюаньдэ (1425—1435), а скончался в 1505 при императоре Хунчжи (1487—1505). Подобно Линь Ляну он первоначально добился признания в своём городе как мастер жанров «цветы-птицы» и «дворцы и беседки» (т.е. изображение архитектуры). Во время правления императора Чэнхуа (1464-1487) Люй Цзи поступил на службу в императорский дворец, где, работая художником, получал жалование на должности хранителя императорского гардероба. Он создавал свои произведения в Зале Благожелательности и Мудрости, то есть там же, где и его коллега Линь Лян. И также как Линь Лян, Люй Цзи дослужился до звания командира императорских гвардейцев (т.е. телохранителей). Исторические записи сообщают, что Люй Цзи получал множество заказов от императора и придворных, для выполнения которых было создано ателье, где он работал с помощниками. Поэт Хан Хуай (1462-1538) в одном из своих стихов в "Антологии Шуансы" пишет: "...в нынешние времена картины Люй Цзи самые лучшие". История сохранила свидетельства, что художник ревностно соблюдал все правила и ритуалы двора, благодаря чему добился хороших отношений с придворным чиновничеством. Но особым покровительством он пользовался у императора Хунчжи, который ценил его настолько высоко, что когда пожилой мастер безнадёжно заболел, поток вызванных императором к его предсмертному одру министров и аристократов не ослабевал.

Подобно многим крупным китайским художникам Люй Цзи занимался копированием картин древних мастеров эпохи Тан и Сун, которые он имел возможность изучать в коллекции императорского физиогномиста Юань Чжунчэ (1376-1451), который был его земляком. Искусству изображения птиц он обучался у своих современников - Бянь Цзинчжао и Линь Ляна. Картины жанра «цветы-птицы» созданные Люй Цзи распадаются на две категории. Первая включает работы, исполненные детальным стилем с применением чёткой обрисовки тушью и с подкраской. Этому он обучился у Бянь Цзинчжао. Примерами такого стиля являются «Кассия, хризантема и горные птицы» (Гугун, Пекин), «Камелия и серебристый фазан» (Гугун, Пекин), «Осенние цапли и гибискус» (Гугун, Тайбэй) и целый ряд других работ. В произведениях Люй Цзи этого типа ощущается глубокое влияние южносунских мастеров Ма Юаня и Ся Гуя как в общем построении композиции, так и в изображении скал и деревьев заднего плана. Постепенно он выработал собственный стиль, который оказал широкое влияние на всю живопись жанра «цветы-птицы» как в среде придворных живописцев, так и за пределами двора. Этот стиль обычно считают «минским академическим стилем живописи цветов и птиц».


Совершенно другая художественная манера была позаимствована Люй Цзи у Линь Ляна – это стиль наброска, стиль «свободной руки», который использовался в монохромных произведениях. Люй Цзи достиг в этом направлении успехов не меньших, чем сам Линь Лян; о нём ходили слухи, что в свои преклонные годы Люй Цзи подделывал произведения Линь Ляна, и продавал их. Типичным для этого стиля является свиток «Белая цапля, орёл и падающие цветки лотоса» (Гугун, Пекин). На нём изображена забавная сценка: появление орла, который нарушил покой лотосового пруда в осенний день. Взмах орлиных крыльев, паническая суета птиц, вместе с трепетанием тростника на ветру и опадающими увядшими цветками лотоса совершенно определённо списаны с натуры. Такой способ изображения одухотворённой сцены с участием животных и растений ведёт своё начало от времён Северной Сун, и таких художников как Цуй Бо.

Жанр «цветы-птицы», как и китайская живопись в целом, полон скрытой символики. Практически в каждом сюжете есть второй, дополнительный смысл. Например, в картине Люй Цзи «Осенние цапли и гибискус» изображены три цапли. Иероглиф «цапля» в китайском языке имеет и второе значение - «думать». Три изображённые цапли являются приглашением «подумать трижды», то есть что-то обдумать со всей осторожностью.

Люй Цзи считают крупнейшим художником в жанре «цветы-птицы», сумевшим синтезировать и подытожить все творческие наработки своих предшественников. Его творчество оказало влияние не только на живопись китайских художников эпохи Мин и Цин, но и на творчество японских живописцев.

Библиография.

  • Виноградова Н. А. «Цветы и птицы» в живописи Китая. М. 2009.
  • Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997. pp 205-208

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Жуков Георгий Константинович Жуков Георгий Константинович

выдающийся военачальник, маршал Советского Союза

Николай Лаврентьевич Яценко Николай Лаврентьевич Яценко

участник Великой Отечественной войны, командир взвода 39-й танковой бригады 23-го танкового корпуса Юго-Западного фронта, Герой Советского Союза, лейтенант

Джон Янг Джон Янг

астронавт США

Ямнов Василий Васильевич Ямнов Василий Васильевич

бригадир горнорабочих очистного забоя

Иван Петрович Яборов Иван Петрович Яборов

участник Великой Отечественной войны, заместитель командира моторизованного батальона автоматчиков по политической части 3-й гвардейской танковой бригады 3-го гвардейского танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 3-го Белорусского фронта, гвардии майор, Герой Советского Союза

Юэ Фэй Юэ Фэй

национальный герой Китая, который в XII веке возглавил оборону страны от вторжения чжурчжэней

Павел Матвеевич Юхарин Павел Матвеевич Юхарин

русский адмирал, участник Кавказских походов и Крымской войны

Феликс Феликсович Юсупов Феликс Феликсович Юсупов

князь, граф Сумароков-Эльстон, русский генерал-лейтенант

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора