Себастьян I и легенда о нем
Источники единодушно отмечают, что Себастьян I был одним из самых малозначительных правителей в Португалии XVI века. Отличавшийся слабым здоровьем и хрупким телосложением (результат многих близкородственных браков в семье — специально подсчитано, что у Себастьяна по обеим родственным линиям было только четыре предка вместо обычных восьми!) король рано остался без отца и был воспитан иезуитами. Известно, что всю свою короткую жизнь Себастьян провел в воображаемом мире, где был паладином Иисуса Христа, призванном освободить Землю от «неверных». Король относился с отвращением к браку и мечтал о монастырском уединении.
Так или иначе, Себастьян I возглавил крестовый поход в Марокко, где погиб в одном из первых боев. На нем пресеклась Ависская династия, и страна, оставшаяся без короля, на многие годы перешла под испанское владычество.
Но легенда о Себастьяне начинает формироваться через несколько лет после его гибели. Н.Эйдельман, исследователь феномена самозванчества, заметил, что для появления многочисленных лже- должны соблюдаться несколько услових.
Первое и важнейшее из них — ожидание избавителя. Появляется тогда, когда жизнь тяжела, и народ не видит иного выхода из положения, чем помощь «доброго государя».
Вторая — искомый король, царь, владыка, должен быть молод или пробыть на троне очень незначительное время, не успев совершить ничего достойного. В таком случае он остается в народной памяти «неизвестной величиной которую можно при желании заполнить любым содержимым». Именно это произошло с Себастьяном.
Он превратился в «скрывающегося» или «спящего» короля, который, само собой, пробудится и придет на помощь своему народу в самый критический момент, составив таким образом компанию королю Артуру и Фридриху Барбароссе. Слухи о «чудесном спасении», о «плененном короле», которого коварные вельможи объявили мертвым стали ходить практически с момента его гибели в битве у Алькасер-эль-Кебир. Они поддерживались и питались очевидцами, рассказывающими о том, как король исчез в гуще врагов, и после его никто уже не видел, что на поле битвы тело короля не было найдено, а изуродованный труп, выданный в конце концов султаном Феса мог принадлежать двойнику и т. д. и т. п. Почва для появления самозванцев была готова.
Ранние годы
Повторимся, что ни испанские ни португальские источники не донесли до нас подлинного имени этого человека. Не сохранилось и его изображений. Считается, что будущий «король Пенамакора» родился в Алкобасе в 14 км от Лиссабона в семье горшечника. Всю жизнь, впрочем, он провел в столице, с подросткового возраста работая приказчиком в лавке по продаже четок. В 1578 г. во время свирепствовавшей в столице эпидемии чумы, его хозяин счел за лучшее уехать из города, а молодой приказчик (ему было в то время около 20 лет) решил постричься в монастыре кармелитов. Возможно, это было импульсивное решение, вызванное страхом перед чумой, или попытка понять самого себя, так как в свете дальнейшего трудно представить этого человека монастырским затворником.
Так или иначе, в монастыре он не прижился, и через несколько месяцев был отослан прочь. Впрочем, ему оставили монашеское звание и право носить рясу, чем он немедленно воспользовался. Будущий самозванец пересек всю страну, питаясь подаянием и останавливаясь в монастырях, пока не осел в Альбукерке близ испанской границы, где принялся жить отшельником в заброшенном монастыре.