Поделиться:

О знаменитости

Жан Ленуар: биография


Жан Ленуар биография, фото, истории - французский художник-миниатюрист XIV века

французский художник-миниатюрист XIV века

Биография и творчество.

Впервые имя Ленуара появляется в документе от 1331 года; он упоминается среди тех, кто состоял на службе у Иоланды Фландрской, герцогини Бара. Позднее он работал для французского короля Иоанна II. В 1358 году, когда король Иоанн II находился в заключении в Лондоне, Жан Ленуар и его дочь Бургот, которая из исторических источников тоже известна как художник-миниатюрист, получили в дар дом в Париже от регента Карла, в знак признания их заслуг перед французским королём. От 1372 года сохранилось свидетельство о выплате художнику денег герцогом Беррийским. В 1375 году Ленуар жил в Бурже. Этим годом обрываются сведения о художнике.

Несмотря на то, что его заказчиками были первостепенные персоны, ни одна серия миниатюр не может быть приписана художнику со всей достоверностью. Миллард Мисс идентифицировал его с так наз. «Мастером Страстей», которого считали автором миниатюр страстного цикла в «Малом часослове герцога Беррийского». Все остальные произведения, атрибутированные Ленуару, также носят небесспорный характер.

По мнению историков искусства, Жан Ленуар работал над такими иллюминированными рукописями, как Псалтирь Бонны Люксембургской (1345—1349, из женевского собрания Бодмера, ныне — Музей Метрополитен), Малый часослов (фр. Petites Heuers) герцога Беррийского (Национальная библиотека, Париж, инв. № ms. lat. 18014), возможно был одним из тех, кто создавал Часослов Иоанны Наваррской (Париж, Национальная библиотека Франции, N. acq. fr. 3145) и Бревиарий Карла V (до 1380, Париж, Национальная библиотека, lat. 1052). Считается, что фронтисписы в двухтомной Исторической библии (1350 — 1355, Российская национальная библиотека) Гийара де Мулена также выполнены Жаном Ленуаром.

По всей вероятности, художник сформировался в мастерской Жана Пюселя. Вероятно также, что самые ранние миниатюры Ленуара содержатся в «Часослове Иоанны Наваррской», созданном в 1336-1340 годах. Ранее эти миниатюры приписывались Жану Пюселю, однако в 1970 году было документально установлено, что Пюсель умер в 1335 году, незадолго до создания этого манускрипта. Таким образом, авторство миниатюр «перешло» к его художественному наследнику Ленуару, стиль которого весьма близок манере его коллеги и наставника. Это касается и изображения фигур, и способов наложения цвета, и растительных мотивов, которыми украшались поля страницы. Сходство особенно заметно в двух других манускриптах – в «Бревиарии Карла V» (1364-1370гг, Национальная Библиотека, Париж), и в «Маленьком часослове герцога Жана Беррийского» (1372-1390гг, Национальная библиотека, Париж), в котором, предположительно, художник принял участие на начальной стадии его изготовления.

Жан Ленуар имел долгую творческую карьеру. После смерти Пюселя он был ведущим французским художником. «Пюселевский стиль», который Ленуар благополучно продолжал в течение нескольких десятилетий, сменился только в 1380е годы, когда стали ощущаться новые веяния, связанные c придворной интернациональной готикой.

Основные произведения.

«Часослов Иоанны Наваррской» был создан приблизительно в 1336-1340 годах по заказу короля Филиппа VI Валуа (прав. 1328-1350) и его супруги Бланш Наваррской (1328-1398) для Иоанны Наваррской (1311-1349), дочери короля Людовика X (прав. 1314-1316). В XV веке рукопись принадлежала монахине Анне Беллен, в XVII веке монастырю, в котором она скончалась. Позднее манускрипт попал в руки леди Эшбёрнхэм и Генри Йейтс Томпсона, затем попал в коллекцию барона Ротшильда, который в XIX веке продал его Национальной библиотеке Франции, Париж, где книга хранится по сей день. В манускрипте 271 лист размером 180х135мм. Текст написан на латыни; в книге 32 миниатюры, исполненные в мастерской Жана Ленуара. В манере ощущается сильное влияние Жана Пюселя, в частности миниатюра на листе 39 (recto) частично копирует миниатюру Пюселя на ту же тему из «Часослова Жанны д’Эвре». Большинство миниатюр считают ранними работами Ленуара. В некоторых обнаруживается влияние итальянской живописи Треченто (лист 11, recto).

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Филипп Яффе Филипп Яффе

немецкий историк

Янь Либэнь Янь Либэнь

китайский художник периода Тан

Ян Длугош Ян Длугош

польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах

Савва Ямщиков Савва Ямщиков

Васильевич Ямщиков

Наталья Яковенко Наталья Яковенко

историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии

Иван Яблонский Иван Яблонский

литовский языковед, текстолог, переводчик

Серафим Владимирович Юшков Серафим Владимирович Юшков

историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР

Юрий II Болеслав Юрий II Болеслав

Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора