Родом из крестьян, учился в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского. С 1890 года там же преподавал.
В 1881 г. был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени. Член общества передвижников с 1891.
1897 — академик живописи, с 1906 — действительный член Академии художеств.
Состоял профессором натурного класса Академии Художеств, преподавал в 1894—1898 гг.
Творчество
Живопись
Жанровый живописец, писал в духе реализма на темы русской истории XVI—XVII веков, по уровню был близок В. Е. Маковскому. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси.
Иллюстрации и книжная графика
Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива».
Иконопись
Создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле.
Выставки
С 1877 участник выставок МУЖВЗ, Петербургской АХ (1884 – 1902), Всемирной выставки в Чикаго (1893). Член и экспонент передвижных выставок (1884 – 1918, член с 1891), МТЛХ (1898 – 1908). Член Общества художников исторической живописи.
Третьяковская галерея
- «Боярская свадьба» (1883),
- «К сыну» (1894),
- «На родине» (1897).
Из воспоминаний современников
- Грабарь, Игорь Эммануилович: «… был художником среднего дарования, не поднимавшимся над уровнем второстепенных передвижников… Сам мягкий и робкий, он и внешность имел такую же, несколько сладкую, „истинно художественную“: мягкие вьющиеся волосы, кокетливую небольшую бородку и носил мягкий фуляровый галстук».1
Библиография
- Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М., Республика, 2001 495 стр. ISBN 5-250-01789-4
- Сопоцинский О. К. В. Лебедев М. — Л., 1948.