Кудрявцев Михаил Петрович: биография
В этот период Михаил Петрович участвовал в конкурсах на проекты; реконструкции Загорска и центральной части Костромы (II-ая премия Госстроя), а также проводил большую работу по выявлению и охране исторических памятников Москвы как общественный инспектор ЦС ВООПИК.
В 1981 году М. П. Кудрявцев защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата архитектуры по теме «Москва XVII века. Анализ градостроительной композиции». Научная работа была проиллюстрирована выполненными им самим акварельными реконструкциями.
В 1983—1985 Михаил Петрович прочитал факультативный цикл лекций для учащихся Семинарии и МДА в Троице-Сергиевой лавре, посвящённых раскрытию христианских символических образов в древнерусской архитектуре (жилого дома, крепости, храма, монастыря), в структурах стольных городов русских Земель (Киева, Новгорода Великого, Пскова, Белоозерска, Москвы), в цветовом строе и архитектурных формах русского зодчества, в устроении земли во образ Святой Земли.
С 1987 по 1993 М. П. Кудрявцев осуществлял руководство отделом Истории русской архитектуры и градостроительства в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (ЦМИАР).
Именно в этот период стали возможны официальные публикации по христианской символике в древнерусском зодчестве. Эта тема разрабатывалась Михаилом Петровичем в ряде докладов на научных конференциях Музея, в докладе «Символика древнерусских городов» на конференции 1988 года, посвящённой 1000-летию Крещения Руси, на международной конференции «Богословие и духовность» (сборник издан в М.,1989) — в виде содоклада по докладу о. Льва Лебедева «Богословие Русской Земли как Образе Обетованной Земли».
В 1988 под эгидой Московского городского отделения ВООПИиК группа архитекторов: В. А. Виноградов, М. П. Кудрявцев, Г. Я. Мокеев, А. Г. Шабельников, А. Б. Тренин, М. В. Нащокина, Т. Н. Кудрявцева — разработали проект «Москва историческая. Концепция регенерации».
Научной основой проектных предложений стали исследования М. П. Кудрявцева символического содержания композиции Москвы XVII в. и Г. Я. Мокеева — планировочной структуры древней Москвы. Реальными результатами этого проекта явились впоследствии — воссоздание Казанского собора на Красной площади, Воскресенских ворот Китай-города с Иверской часовней, Храм Христа Спасителя.
Итоговым трудом по изучению Москвы XVII в. стала подготовленная Михаилом Петровичем монография «Москва-Третий Рим» (— см. подробней об одноимённой религиозно-историософской политической концепции). В неё вошли, практически, все направления исследований — ландшафта, градостроительной структуры, композиции города в целом, его отдельных ансамблей, улиц и наиболее значительных построек, творческих приемов древнерусских зодчих, христианской символики. В заключительной главе монографии раскрываются приемы устроения древней столицы во образ «Небесного Града Иерусалима», описываются два наиболее значительных градостроительных памятника Москвы: «Создания единого Русского государства» и «Воинской славы». Самостоятельную ценность представляют иллюстрирующие монографию научные реконструкции исторических панорам и видов Москвы XVII в., выполненные в технике темперной живописи.
Умер Михаил Петрович Кудрявцев 2 февраля 1993 года. Отпевали его в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, для возрождения которой он так много сделал.
Комментарии
Комментарии
израильский архитектор
архитектор, автор градостроительного плана застройки г
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма
чешский архитектор
русский архитектор, банкир
русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст
немецкий архитектор, представитель раннего классицизма
итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко