Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.
Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.
Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.
Происхождение имен и названий легенды
Имя Кий возводилось ко многим языкам. Наиболее авторитетными являются объяснения этого имени от славянского слова, означающего «палица, дубина, боевой молот», и от тюркского «высокий берег».
Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva — название горной страны. Также название связывают с названием библейской горы Хорив, однако данная гипотеза мало соответствует действительности.
Лыбедь — это небольшая речка, впадающая в Днепр. Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Макс Фасмер, однако, не находит удовлетворительных этимологий для всех данных имён и топонимов.
Другое название Киева, упомянутое Константином Багрянородным в X веке, Самватас, и встречающееся как имя в византийской надписи VI века, возводят либо к еврейскому, либо к хазарскому языку. Однако, славянские топонимы «сувит», «собот» и пр. также очень распространены как обозначение «слияния», «соединения». Соботком у древних славян назывались праздник и гора, на которой он проходил, в день летнего солнцестояния (ныне — Ивана Купала). Сами же евреи, жители города, в переписке X века называли его Киевом.
При этом ряд учёных, в том числе проф. М. И. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии Топорова В. Н. Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О. И. Прицака, который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе. Гипотеза О. И. Прицака была подвергнута критике, как заведомо необоснованная.
Археологические свидетельства
На полянской земле — Киевщине — в VI—VII веках сходились границы трех культурных групп — пражской (в ее корчакском варианте), пеньковской и колочинской, а в VIII—X веках — луки-райковецкой и волынцевской. Считается, что славянское поселение на месте Киева возникло в конце V века, что фиксируется находками византийских монет того времени, однако, городская жизнь и наличие укреплений («града») уверенно фиксируются археологами лишь с VIII века.
Исторические свидетельства о Кие
Фрагмент «Повести временных лет»
Армянский вариант легенды
В армянской «Истории Тарона» (возможно VI, но не позднее VIII века), автором которой является Зеноб Глак, упоминается о том, как два брата «инда» (возможно, производное от «венеды», «винден» — название славян у разных народов в древности), Деметр и Гисаней, изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев.
Легенда своими именами и деталями очень напоминает свидетельство русского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно, скифском) для древнерусской и армянской легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города. Имя «Мелтей» по-армянски означает «змей», что повторяет славянское имя Щек.