Биография
В четыре года юный Исаак впервые публично выступил в Барселоне, а уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании. Обучался в Барселоне (Э. Компта, Х. Пухоль — фортепиано), Брюсселе (Л. Брассен — фортепиано, Ф. Геварт — композиция), Будапеште (Ф. Лист — фортепиано в 1878-79 гг.), Мадриде (Ф. Педрель — композиция). Концертировал во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Был близок к «поколению 98 года».
В 1890 покидает Испанию и едет в Лондон, но в 1892 г. возвращается обратно. С 1893 или 1894 жил в Париже. В 1897—1898 Исаак Альбенис занимался в «Схола канторум» (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции — Венсана д’Энди, Габриэля Форе. Знакомство с К. Дебюсси оказало влияние на его поздние сочинения. Дебюсси так оценил творчество Альбениса: «Никогда музыка не достигала такого многогранного, красочного восприятия; глаза закрываются как будто от созерцания слишком большого количества картин».
Поворотным моментом в творческом пути стало обращение Альбениса к испанскому фольклору —"золотым россыпям народного искусства", по словам композитора. В последние годы жизни он возглавлял новое направление испанской музыки — так называемое Ренасимьенто. Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора. В этих произведениях соединены традиции народных песенно-танцевальных жанров различных областей Испании (хота, сегидилья, сортсико, малагенья и др.) и музыкальной классики. Среди наиболее известных сочинений: «Испанская сюита» (1886), циклы пьес «Испания» (1890), «Два испанских танца», «Испанские напевы», «Иберия» (1905—09), «Наварра» (завершена французским композитором Деода де Севераком), симфоническая сюита «Каталония» (1899). Среди других сочинений Альбениса: сарсуэлы — «Святой Антоний» (1894, театр «Аполо», Мадрид), «Пепита Хименес» (1896, театр «Лисео», Барселона); опера «Генри Клиффорд» (1895, театр «Лисео», Барселона), романсы и др.
Умер в 1909 от хронического нефрита (англ. ). Похоронен на кладбище Монжуик (кат. ) в Барселоне.
Сесилия Саркози, вторая жена французского президента Николя Саркози, является правнучкой композитора.
Произведения
- Оперы:
- «Генри Клиффорд» (Henry Clifford) (1895)
- «Пепита Хименес» (Pepita Jim?nez)' (1896)
- «Мерлин» (Merl?n)
- Сюиты:
- Suites antiguas
- «Испанская сюита для фортепьяно» (Suite espa?ola para piano). Включает 8 пьес, посвященных различным городам или регионам Испании: Гранада (Granada), Каталония (Catalu?a), Севилья (Sevilla), Кадис (C?diz), Астурия (Asturias), Арагон (Arag?n), Кастилия (Castilla) и Куба (Cuba) (остров в тот момент ещё принадлежал Испании).
- «Испанская сюита» (Suite espa?ola). Другая сюита под тем же названием, включает две пьесы: Zaragoza и Sevilla.
- «Иберия» (Iberia). Цикл 12 фортепианных пьес, сгрупированных в 4 тетради:
- 1-я: Evocaci?n, El Puerto, El Corpus Christi en Sevilla.
- 2-я: Ronde?a, Almer?a, Triana.
- 3-я: El Albaic?n, El Polo, Lavapi?s.
- 4-я: M?laga, Jerez, Erita?a.
- Сарсуэлы:
- Cuanto m?s viejo. Не сохранилась
- Catalanes de Gracia. Не сохранилась
- El canto de salvaci?n. Не сохранилась
- «Святой Антоний» (San Antonio de la Florida) (1894).
- Другие произведения:
- Cristo, оратория.
- Rapsodia espa?ola para piano y orquesta.
- Doce piezas caracter?sticas.
- Recuerdos de viaje. Включает 7 пьес: En el mar, Leyenda, Alborada, En la Alhambra, Puerta de Tierra, Rumores de la caleta, En la playa.
- La Vega и Navarra, для фортепьяно. Последняя предназначалась для «Иберии», но потом была перенесена для Erita?a.