Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2001 году; память — 29 сентября (по юлианскому календарю).
Детство
Родился в семье латышских крестьян; в детстве занимался крестьянским трудом. Его прадед был одним из первых латышей, принявших православную веру.
Окончил Рижскую духовную семинарию (1897), Киевскую духовную академию (1904) со степенью кандидата богословия.
Преподаватель
- С 1906 — инспектор Вологодской духовной семинарии. Проявив твёрдый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.
- В 1897-1899 — учитель в Лаудонской приходской школе.
- В 1899-1900 — учитель в Либаве (ныне Лиепая).
- В 1903 по совету протоиерея Иоанна Кронштадского принял монашество.
- С 1904 — иеромонах, преподаватель Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог.
- С 1907 — архимандрит, ректор Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
Архиерей
- С 7 сентября 1917 — епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.
- С 11 февраля 1912 — епископ Слуцкий, викарий Минской епархии.
- С 22 апреля 1918 — епископ Пензенский и Саранский, затем — архиепископ. В сентябре-октябре 1918 и в октябре 1919 — феврале 1920 находился под арестом. Успешно вёл борьбу с «народной» церковью, организованной в Пензе лишённым сана архиепископом Владимиром (Путятой), за что один из сторонников Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. Верующие рабочие хотели на месте совершить самосуд над покушавшимся и его сообщником, и только решитешьное вмешательство епископа спасло им жизнь.
- С 4 апреля 1913 — епископ Таганрогский и Приазовский, викарий Екатеринославской епархии.
Латвийский архиепископ
С июля 1921 года — архиепископ Рижский и Митавский. По его ходатайству Латвийская церковь получила автнономию в составе Российской Церкви: данное решение было утверждено 21 июня 1921 Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. В 1923 году на Соборе Православной церкви в Латвии был принят её устав, обеспечивающей всем членам церкви без различия этнической принадлежности предусмотренные канонами права.
В 1926—1931 — депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы православной церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 добился принятия закона о юридическом положении Православной церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в каконических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях.
Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 была открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.
Гибель и погребение
Был убит на своей пригородной даче в ночь с 11 на 12 октября 1934. Убийцы подвергли его пыткам, смертельно ранили выстрелом в упор, а затем сожгли дом; тело архиепископа сильно обгорело. Отпевание возглавил митрополит Таллинский Александр (Паулус) (Константинопольский патриархат). Был похоронен на Покровском кладбище Риги, близ Покровского храма; над его могилой в 1936 году по проекту Сергея Антонова архитектором Владимиром Шервинским была выстроена квадратная в плане кирпичная часовня-усыпальница.
Существует три основные версии причин гибели архиепископа. Согласно первой, распространявшейся советской историографией, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московской Патриархией (после гибели владыки Иоанна Латвийская церковь перешла под омофор Константинопольского Патриархата). Однако объективные доказательства этой версии отсутствуют — в латвийской политике владыка Иоанн был скорее союзником правительства в борьбе против левых сил.