Алесь Пушкин: биография
Образ Пушкина и влияние на творчество других авторов
А. С. Пушкин стал персонажем многочисленных художественных произведений, некоторые с большей или меньшей точностью отражают его биографию (например, роман «Пушкин» Ю.Тынянова), другие не ставят перед собой биографические цели.
М. Ю. Лермонтов отозвался на гибель Пушкина стихотворением «На смерть поэта». Личному восприятию образа и творчества Пушкина посвящён очерк Марины Цветаевой «Мой Пушкин».
В гротескном преломлении образ Пушкина представлен в произведениях Даниила Хармса. Многочисленные отсылки к творчеству Пушкина содержатся в произведениях постмодернизма, в частности, в ряде стихотворений Иосифа Бродского и Тимура Кибирова.
Трагической судьбе поэта посвящена пьеса Михаила Булгакова «Александр Пушкин».
О жизни Пушкина создан ряд фильмов:
- 1910 — Жизнь и смерть Пушкина
- 1927 — Поэт и царь
- 1937 — Юность поэта
- 1950 — Александр Пушкин
- 1981 — И с вами снова я
- 1986 — Последняя дорога
- 1989 — Портреты: Венчает время след… (научно-популярный фильм Галины Ивановой)
- 1991 — Древо жизни (док. фильм Сергея Ерофеева)
- 1999 — Живой Пушкин (5-серийный док. фильм Л. Парфёнова)
- 2002 — Александр Пушкин
- 2006 — Пушкин. Последняя дуэль
- 2007 — 18-14
- 2008 — Сон в июльскую ночь (док. фильм Бориса Конухова)
- 2009 — Веселое имя Пушкин (док. фильм Евгения Потиевского)
Своеобразную интерпритацию по рисункам и текстам поэта создал режиссёр-аниматор Андрей Хржановский, снявший в содружестве с композитором Альфредом Шнитке трилогию:
- 1977 — Я к Вам лечу воспоминаньем…
- 1980 — И с Вами снова я…
- 1982 — Осень
В кино образ поэта в разное время воплотили актёры:
- Евгений Червяков («Поэт и царь», 1927)
- Валентин Литовский («Юность поэта», 1937)
- Пётр Алейников («Глинка»)
- Сергей Шакуров («Наследница по прямой»)
- Юрий Веркун («Грибоедовский вальс», 1995)
- Евгений Стычкин («День полнолуния», 1998)
- Сергей Безруков («Пушкин. Последняя дуэль», 2006)
- Станислав Белозёров («18-14», 2007)
Популярность Пушкина привела к появлению посвящённых ему анекдотов, в том числе специфических. Так, некий «похабный» анекдот о Пушкине пытается рассказать персонаж пьесы Н. Р. Эрдмана «Самоубийца» (1931).
Иногда отмечают распространение шаблонности и стереотипности восприятия Пушкина как великого поэта без проникновения в суть его творчества.
Владимир Набоков писал:
Кроме того, в 2008 году на Пушкинском празднике во Пскове был организован флеш-моб, участники которого заявили, что «имя Пушкина настолько заездили и опошлили, что школьники просто уже не могут его слышать, а Пушкин тоже человек — пусть и у него будет нормальный день рождения, а не шоу для туристов».
В фильме «Бакенбарды» Юрия Мамина образ Пушкина используется героями фильма как основа для создания политического культа. В нём также пародируется использование образа поэта в бытовых предметах — изображения А. С. Пушкина помещаются на матрёшки, нижнее бельё и т. д.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник