Биография
Родился в семье преподавателя рисования Саранского уездного училища. В 1837—1841 гг. обучался в Первой Казанской гимназии, где изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки, а также санскрит. В 1841—1845 гг. обучался на кафедре монгольской словесности Первого отделения философского факультета Казанского университета под руководством И. П. Войцеховского, о. Даниила (Сивиллова), А. В. Попова (у которого учился ещё в гимназии). В 1843 г. непременный секретарь Академии Наук акад. Х. Д. Френ обратился к попечителю Казанского учебного округа — графу М. Н. Мусин-Пушкину с просьбой приискать среди студентов восточного отделения талантливого синолога, могущего в будущем работать в Петербурге. По распоряжению попечителя Казанского учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина, в 1844 г. О. М. Ковалевским была составлена специальная программа подготовки Зоммера как будущего адъюнкта Академии наук. 20 июня 1845 г. защитил исследование «Об основаниях новой китайской философии», по результатам чего 20 декабря того же года получил степень кандидата восточной словесности. В декабре 1845 г. кандидатская работа Н. И. Зоммера была направлена на отзыв знаменитому учёному Вильгельму Шотту. Работа получила лестный отзыв немецкого синолога. Дальнейшая работа Н. И. Зоммера осуществлялась в тесном контакте с Санкт-Петербургской академией, из хранилищ которой высылались в Казань книги для занятий магистранта. Темой для магистерского сочинения была Н. И. Зоммером избрана «Взгляд на успехи философии в Китае с древнейших времён до настоящего времени, на борьбу школ философских и на влияние их на жизнь Китая». С 10 февраля по 15 марта 1847 г. Зоммер успешно держал испытания перед публичной защитой магистерской диссертации, но 27 сентября того же года скончался во время холерной эпидемии в возрасте 23 лет. Магистерская его диссертация, видимо, утрачена. Кандидатская работа Зоммера была опубликована в 1852 г., и впервые переиздана в 2009 г.
Содержание работы Зоммера
Статья Зоммера «Об основаниях новой китайской философии» была первым в России исследованием неоконфуцианства. План работы выглядит следующим образом (пагинация по изданию 1852 г.):
Введение:
- С. 109—111. Классическое конфуцианство.
- С. 112—113. Состав конфуцианского Четверокнижия.
- С. 113—115. Состав Пяти канонов конфуцианства.
- С. 115—117. Европейские переводы конфуцианских канонов.
- С. 117. Опровержение даосизма как еретического учения.
- С. 117—120. Описание борьбы конфуцианства с даосизмом и буддизмом, общие основания неоконфуцианства (от Чжоу Дунь-и до Чжу Си).
- С. 120—122. Источники и литература, цели и задачи работы.
Часть I: онтология
- С. 123—126. Учение о Тай-цзи.
- С. 126—128. Учение о ци и ли.
- С. 128—133. Учение об Инь-Ян и Пяти стихиях У-син.
- С. 134—135. Учение о воле Неба.
- С. 136—140. Учение о син-природе. Обоснование атеизма неоконфуцианской философии.
Часть II: спиритология и психология
- С. 140—143. Учение о гуй и шэн.
- С. 144—146. Учение о душах хунь и по.
- С. 147—152. Учение о природе человека, неоконфуцианская психология.
Часть III: антропология и социология
- С. 152—155. Конфуцианские добродетели, смысл жизни.
- С. 156—159. Дао человека. Учение о совершенномудрых, святых и цзюнь-цзы. Буддийские параллели.
- С. 159—162. Неоконфуцианская педагогика.
- С. 162—165. Пять типов межчеловеческих отношений. Обязанности государя и высших сановников. Сыновняя почтительность.
- С. 165—166. Неоконфуцианское отношение к женщине.
- С. 166. Китайские формы учтивости.
- С. 167. Заключение: невозможность сопоставления неоконфуцианства с европейскими философскими системами.