Биография
После получения степени магистра физики в университете Лаваль, в 1984 году Жангра защитил докторскую работу по истории и социополитике науки в университете Монреаля под названием «Канадские физики: генеалогия социальной группы,1850-1950» (опубл. в 1991 г. на французском и английском языках под названием «Истоки научного исследования в Канаде: случай физиков»/ «Физика и подъем научного исследования в Канаде»).
- 1984—1986 — постдокторская программа на отделении истории науки в Гарвардском университете.
- 2000 — Dibner Fellow в Дибнеровском институте по истории науки и технологии в Массачусетском технологическом институте.
- Много раз был приглашенным профессором во французских университетах. Является аффилиированным профессором в Институте истории и философии науки и технологии в Торонто.
- С 1986 по настоящее время является профессором в университете Квебека в Монреале (UQAM). Сначала работал на отделении социологии, затем — на отделении истории (с 1989).
- С 1986 является членном Центра индустриальных и технологических исследований и развития (CREDIT), основатель Межуниверситетского центра исследований науки и технологии (CIRST).
- В 2001—2005 Жангра является директором CIRST.
- С 1997 также ведет ежемесячную передачу Les ann?es lumi?re на радио Канады.
Награды
- 1988 — приз Мишель-Брюне (le prix Michel-Brunet) от Французского института истории Америки за книгу «История наук в Квебеке» (в соавторстве с Люком Шартраном и Реймоном Дюшесном).
- 2001 — приз Айвен Слейд (Ivan Slade Prize) от Британского общества истории науки за сочинение «Социальные и эпистемологические последствия математизации физики».
- 2005 — приз Жерара-Паризо (le prix G?rard-Parizeau)"за заслуги исключительного наследия и общественной деятельности в открытии огромного и трудного поля истории наук".
- 2007 - приз Жака-Руссо (prix Jacques-Rousseau) от Франкофонной ассоциации знания (AСFAS) за новаторство и развитие науки.
Преподаваемые курсы и научные интересы
В настоящее время Жангра преподает курсы Введение в историческое познание, Наука и техника в истории западных обществ, Наука и техника в истории Квебека, а также ведет докторский семинар. К основных научным интересам Жангра в настоящее время относятся: формирование дисциплин, трансформация университетов с 1700 г., а также математизация наук.
Взгляды
Позиция Жангра в отношении социологии науки и проблемы анализа исторического развития науки проникнута естественнонаучными методологическими установками. К ним можно отнести, например, убежденность в единстве восприятия и объяснения с приоритетом физики (в широком смысле слова), представляя социологическое объяснение как попытку тотального объяснения закономерностей и механизмов функционирования Вселенной, включая взаимодействие механических деталей. В своих аргументах Жангра склонен редуцировать понятия (например «гетерогенность») к их физическим значениям как первичным. Он также отказывает социальной науке в эвристичности, отождествляя социологическое объяснение с естественнонаучным в его тотальности (таким образом, социальные науки представляют, по Жангра, часть «проблемы», а не ее решение, а отношения социальных и естественных наук он описывает в понятия периферии и центра соответственно, поскольку «в неком первичном смысле можно сказать, что у естественнонаучного знания есть внешние референты» . С естественнонаучной методологией также можно связать требование Жангра к «точному» объяснению связей в социальных процессах и «отчетливо сформулированным выводам». Признавая дискурсивную природу объяснений, Жангра тем не менее склонен противопоставлять понятия и «не видеть» диалектических взаимоотношений, участвующих в процессе создания науки, особенно в том, что касается сопредельных сфер социального и технического. В некоторых местах он также недвусмысленно отделяет социологическую истину от научной. В целом, стоит отметить значение, которое Жангра приписывает социологии: «социологический» в его интерпретации проявляется как «внешний» (вероятно, в соответствии с социологизмом Дюркгейма). Как подчеркивает сам Жангра, «ученые подчиняются правилам дисциплинарной подготовки, во многом определяющей их интеллектуальный горизонт».