Биография
Татьяна Доронина родилась в Ленинграде. Семья пережила эвакуацию, отец прошел войну. Ещё до окончания средней школы Татьяна Доронина выдержала вступительные экзамены сразу в нескольких театральных училищах, но отсутствие аттестата заставило продолжить учебу в школе.
В 1956 году окончила Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского). Любимым педагогом Татьяны Васильевны был и остаётся Б. И. Вершилов, пробудивший в ней любовь к Михаилу Булгакову. По окончании учёбы по распределению оказалась в Волгоградском театре; но вскоре вместе с мужем, Олегом Басилашвили, была принята в труппу Театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде.
В 1959 году Георгий Товстоногов, готовясь к постановке пьесы М. Горького «Варвары», не нашёл в своей труппе оптимальной исполнительницы на роль Надежды Монаховой и пригласил в театр Татьяну Доронину. После более чем успешного дебюта в «Варварах», ставших событием театральной жизни, Татьяна Доронина на протяжении ряда лет была одной из ведущих актрис Большого драматического театра им. М. Горького.
В 1966 году актриса покинула театр (причиной стал переезд в Москву, связанный с новым замужеством); в том же году была принята в труппу МХАТа, на сцене которого выступала до 1971 года. Театр в этот период переживал не лучшие времена, и в 1971 году Татьяна Доронина перешла в Театр имени В. В. Маяковского, где плодотворно сотрудничала с Андреем Гончаровым. В 1983 году, по приглашению Олега Ефремова, вернулась во МХАТ.
После драматического раскола в 1987 году МХАТ Татьяна Доронина возглавила МХАТ имени М. Горького, проведя театр через сложный период. Татьяна Доронина написала книгу «Дневники Актрисы» (первое издание вышло в 1998 году, второе в 2005 году) о том, что значит для неё театр: «не хочется писать о настоящем, пишу о театральной юности». Член Союза писателей России.
На экране и на сцене Татьяна Доронина создаёт образы женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность, любовь к жизни. В биографии актрисы есть роли, с равным успехом сыгранные на сцене и на экране: Надя в пьесе А. Володина «Моя старшая сестра» (в спектакле БДТ и фильме Георгия Натансона «Старшая сестра») и Наташа в пьесе Э. Радзинского, известной под названием «Еще раз про любовь».
Была замужем за Олегом Басилашвили, Борисом Химичевым и Эдвардом Радзинским.
Признание
- По итогам опроса журнала «Советский экран» признана лучшей актрисой 1967 года (Надя — «Старшая сестра»), 1968 (Нюра — «Три тополя на Плющихе»; Наташа — «Ещё раз про любовь»), 1973 (Шура — «Мачеха»).
- 1970 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актёрскую работу»
- 1973 — МКФ в Тегеране (Спец. приз лучшей актрисе, фильм «Мачеха»)
- 1964 — Заслуженная артистка РСФСР
- 1969 — Народная артистка РСФСР
- 1981 — Народная артистка СССР
- Именем Татьяны Дорониной назван астероид (19120) Доронина (открыт в 1983 году).
Награды
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11 июня 2003 — за большой вклад в развитие театрального искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23 октября 1998) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра
- орден Почёта (8 сентября 2008) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
- Орден Дружбы народов (20 июня 1994) — за большие заслуги в области театрального искусства
- Орден святой равноапостольной княгини Ольги
- Лауреат первой премии Всесоюзного театрального конкурса (1967)
- Лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова»
- Лауреат премии Евгения Лебедева
- Лауреат премии Константина Симонова
- Лауреат премии академика В.И. Вернадского
- Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (2003)
- Премия «Слово к народу» (2009, редакция «Советской России» за выступления в газете в защиту ценностей русской культуры)
- Специальная премия «На благо России» (2011)
- Царскосельская художественная премия. 18.10.2011 — «За изящество и одухотворенность образов в театре и кино»