Семья
Был женат. Жена — Галина Сияровна Аксёненко (род. в 1949 году).
Сын — Рустам Николаевич Аксёненко (род. 29 июля 1974 года) — закончил Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию и университет Уэстбера в Женеве. Экономист, акционер различных транспортных компаний. Основатель частной инвестиционной компании «Финартис». Проживает в Швейцарии. Женат на дочери бывшего председателя комитета по хлебопродуктам России Леонида Чешинского. В 2005 году получил эстонское гражданство за особые заслуги перед страной.
Дочь — Олеся Николаевна Аксёненко (род. в 1977 году) — закончила Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, обучалась в Великобритании.
Биография
Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в многодетной семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребенком. В 1951 году семья переехала в Мошково.
В школу пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.
По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.
В 1969 году вступил в КПСС.
Работа на железной дороге
В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.
В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.
С 1978 по 1979 год — заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.
С 1979 года работал заместителем начальника, позднее — начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения той же дороги.
В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.
в 1990 году окончил Академию народного хозяйства.
Работа в Министерстве путей сообщения
В 1994—1996 годах — занимал пост заместителя министра, с 1996 года — первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года — министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога в Чечне, налажено транзитное сообщение через территорию России, создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.