Биография и научная деятельность
В 1947-1952 гг. учился у Виллибальда Гурлитта (нем.) и Рудольфа Гербера в Гёттингенском университете. Международную известность Дальхаузу принесла профессорская диссертация (Киль, 1966; книга по материалам диссертации вышла в 1968), в которой он глубоко исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности (в его терминологии — «гармонической тональности», нем. harmonische Tonalit?t), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко. С 1967 до конца жизни — профессор Технического университета в Западном Берлине. Сотрудничал с Х. Г. Эггебрехтом при подготовке 12-го издания «Музыкального словаря» Римана (1967), в Sachteil которого написал ряд ценных статей, главным образом, по теории музыки. Главный редактор нового собрания сочинений Рихарда Вагнера (выпускается с 1970; издание продолжается). В 1977-79 президент Немецкого музыковедческого общества. Редактор фундаментальной серии книг справочного характера «Neues Handbuch der Musikwissenschaft» (в 13 томах, 1980-95) и «Энциклопедии музыкального театра» (Pipers Enzyklop?die des Musiktheaters, в 6 томах, 1986-97).
Учёный-энциклопедист, Дальхауз в многочисленных книгах и статьях рассматривал широчайший спектр проблем истории, теории и эстетики музыки от истоков европейской цивилизации до XX века. Наиболее известны его работы (книга и многие статьи) по истории гармонии. Ценность представляют также его статьи, раскрывающие становление ритмической системы (от мензуральной ритмики к тактовой) новоевропейской музыки. В трудах обобщающего характера, таких как «Основания истории музыки» (нем. Grundlagen der Musikgeschichte, 1977), «Идея абсолютной музыки» (нем. Die Idee der absoluten Musik, 1978), «Музыкальный реализм. К истории музыки XIX века» (нем. Musikalischer Realismus: zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, 1982), Дальхауз опирался на опыт философской феноменологии и герменевтики (идеи интенциональности музыкального языка, его зависимости от языка словесных интерпретаций, заданных историческими стереотипами понимания музыки).
Труды Дальхауза переведены на многие языки (кроме русского).
Полное собрание сочинений
- Carl Dahlhaus. Gesammelte Schriften. Hermann Danuser (Hrsg.) in Verbindung mit Hans-Joachim Hinrichsen und Tobias Plebuch. 11 B?nde. Laaber-Verlag 2000—2007, ISBN 3-89007-235-6
Книги и монографии
- mit Lars Ulrich Abraham: Melodielehre K?ln 1972.
- Wagners ?sthetik, Bayreuth 1971.
- Johannes Brahms: Klavierkonzert Nr. 1 d-moll op.15, M?nchen 1965.
- Ludwig van Beethoven und seine Zeit, Laaber 1987.
- Grundlagen der Musikgeschichte, K?ln 1977.
- Richard Wagners Musikdramen, Velber 1971.
- Die Idee der absoluten Musik, Kassel 1978.
- Musik?sthetik, K?ln 1967.
- Zwischen Romantik und Moderne: vier Studien zur Musikgeschichte des sp?teren 19.Jahrhunderts, M?nchen 1974.
- Wagners Konzeption des musikalischen Dramas, Regensburg 1971.
- mit J. Deathridge: Wagner, London 1984.
- Arnold Sch?nberg: Variationen f?r Orchester, op.31, M?nchen 1968.
- Untersuchungen ?ber die Entstehung der harmonischen Tonalit?t, Habilitationsschrift Kiel 1966.
- Die Musik des 19. Jahrhunderts, Wiesbaden 1980.
- Musikalischer Realismus: zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, M?nchen 1982.
- mit Michael Zimmermann: Musik zur Sprache gebracht. Musik?sthetische Texte aus drei Jahrhunderten, M?nchen 1984.
- mit Norbert Miller: Europ?ische Romantik in der Musik (posthum), Stuttgart Band 1 1999, Band 2 2008.
- mit Ernst Apfel: Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik, M?nchen 1974.
- Die Musiktheorie im 18. und 19. Jahrhundert, Darmstadt 1984.
- Ludwig van Beethoven: IV. Symphonie B-Dur, M?nchen 1979.
- mit Hans Heinrich Eggebrecht: Was ist Musik?, Wilhelmshaven 1985.
- Analyse und Werturteil, Mainz 1970.
- Studien zu den Messen Josquins des Pr?s, Dissertation G?ttingen 1953.