Биография
Отец — швейцарский немец, мать — из Эльзаса, имя Роберто взял, покидая Испанию. Рос в многоязычной, мультикультурной среде. Обучался по классу фортепиано у Гранадоса и композиции у Педреля. В 1923—1928 учился в Вене и Берлине у Шёнберга. Вернувшись в Барселону, занимался журналистикой, организаторской и концертной деятельностью, пропагандировал творчество и идеи Шёнберга, Веберна, Берга. Сблизился с Казальсом и Миро (в тридцатые годы Миро делал наброски к декорациям балетов Герхарда в постановке Леонида Мясина, но поставлены они не были). В 1931 получил место в музыкальном отделе Каталонской библиотеки, изучал старую испанскую музыку, музыкальный фольклор Каталонии. Сотрудничал с крупнейшими каталонскими поэтами (Жозеп Висенс Фойш, Жозеп Карне). Пригласил Шёнберга провести несколько месяцев в Барселоне, где композитор работал над оперой «Моисей и Аарон». В годы Республики активно участвовал в организации музыкальной жизни Испании, входил в музыкальный совет республиканского правительства Каталонии. После поражения республиканцев покинул Испанию, перебрался в Париж, затем поселился в Кембридже. Работал для Би-Би-Си, писал музыку для театра, в частности, для шекспировского «Короля Лира» в постановке Королевской Шекспировской компании (1955), а также для телевидения и кино (среди прочего — к фильму Линдсея Андерсона «Такова спортивная жизнь», 1963). Одним из первых в Великобритании обратился к электронной музыке. Преподавал в Мичиганском университете (1960), в Беркширском музыкальном центре (1961). Почётный доктор Кембриджского университета (1968).
С начала пятидесятых годов страдал сердечной недостаточностью, которая и стала причиной смерти.
Наследие и признание
В Испании вплоть до кончины Франко музыка Герхарда, опиравшаяся на каталонские песенные и танцевальные традиции, синтезируя их с музыкальным языком нововенской школы, поисками Бартока и Стравинского, не исполнялась, зато её играли и записывали в Великобритании, в числе исполнителей — Тревор Пиннок. В 1992 опера «Дуэнья» была поставлена в Мадриде и Барселоне, музыка Герхарда вернулась на родину. В настоящее время он считается одним из наиболее оригинальных и глубоких испанских композиторов XX в.
Сочинения
Балеты
- Ariel, либретто автора и Ж. В. Фойша по мотивам шекспировской «Бури» (1934, концертная версия — 1936)
- Soir?es de Barcelone (1937—1939)
- Don Quixote (1940—1941, 1947—1949, пост.1950)
- Alegrias, дивертисмент в стиле фламенко (1942)
- Pandora (1942—1943, пост.1944)
Опера
- La Due?a, по комической опере Шеридана (1945—1947)
Оркестровые произведения
- Sardana I (1928)
- Sardana II (1928)
- Концертино для струнного оркестра (1929)
- Albada, Interludi i Dansa (1936)
- Сюита для оркестра № 2
- Концерт для скрипки с оркестром (1942—1943)
- Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1951)
- Концерт для клавесина, струнного оркестра и перкуссии (1955—1956)
- Концерт для оркестра (1965)
- Эпиталамион для оркестра (1965—1966)