Ранняя биография
Окончив школу в Воронеже, в 1940 году поступил на отделение моторостроения Воронежского авиационного техникума, но в феврале 1942 года устроился на работу в Воронежский паровозоремонтный завод имени Ф. Э. Дзержинского в качестве ученика слесаря в инструментальной мастерской котельного цеха.
Перед оккупацией Воронежа летом 1942 года переезжает сначала в село Красный Лиман, где работал в колхозе, а в сентябре того же года вместе с эшелоном беженцев, в основном — семей работников Воронежского авиационного завода № 18, Виталий Воротников эвакуировался на станцию Безымянка (Куйбышев), куда осенью перебазировался и сам завод.
В октябре 1942 года был назначен контролером Отдела технического контроля (ОТК) механического цеха № 1 Куйбышевского завода № 18, затем переведён в лекальную группу основного инструментального цеха № 20.
Осенью 1944 года был зачислен на второй курс Куйбышевского авиационного техникума по специальности «техник-технолог по холодной обработке металлов резанием», который окончил в 1947 году с красным дипломом и по распределению стал работать в Отделе главного технолога на Куйбышевском авиационном заводе № 18.
В КПСС вступил в 1947 году.
В 1948 году был назначен начальником технолого-нормировочного бюро в механический цех № 34. В том же году поступил на вечернее отделение самолетостроительного факультета Куйбышевского авиационного института, который закончил в 1954 году.
Партийная работа
В апреле 1951 года был назначен заместителем начальника цеха № 34 и был избран на пост секретаря цеховой партийной организации.
В 1954 году назначен начальником механического цеха № 9, а в 1959 году — начальником отдела технического контроля завода.
В сентябре 1955 года был избран секретарём парткома завода.
На Пленуме Куйбышевского обкома КПСС в январе 1960 года избрали на должность заведующего промышленно-транспортным отделом Куйбышевского обкома КПСС, но в сентябре того же года перешёл на должность заведующего отделом оборонной промышленности Куйбышевского обкома КПСС.
В сентябре 1961 года Виталий Воротников был избран секретарём Куйбышевского обкома КПСС по промышленности, а в начале 1963 года — вторым секретарем Куйбышевского промышленного обкома КПСС. И вскоре был избран депутатом Верховного Совета РСФСР 6-го созыва по Советскому избирательному округу города Куйбышев.
В марте 1967 года был избран председателем Куйбышевского областного исполкома. Во время нахождения на этом посту отмечен вводом автомобильного завода в Тольятти и развитием промышленности в области. В ноябре 1970 года за успехи в развитии народного хозяйства в 8-й пятилетке Куйбышевская область была награждена орденом Ленина, а в августе следующего года Виталий Воротников также был награждён орденом Ленина.
В 1970 году избран депутатом Верховного Совета СССР, оставаясь депутатом Верховного Совета РСФСР.
В феврале 1971 года был назначен первым секретарём Воронежского обкома КПСС. Во время его нахождения на этом посту прирост валовой продукции сельского хозяйства Воронежской области в среднем за год составил около 115 %, были введены в работу четвёртый и пятый энергоблоки Нововоронежской АЭС, завод минеральных удобрений в Россошанском районе, Павловский ГОК. Было налажено снабжение, строилось жильё, решались проблемы в деятельности многих заводов, ОКБ и научно-исследовательских институтов, Павловского ГОКа, осуществлялось развитие городского хозяйства.
За достигнутые результаты в работе орденом Ленина была награждена Воронежская область, а её руководитель — орденом Ленина в 1973 году.
Летом 1972 года Воронеж посетил Фидель Кастро.