Биография
Поиски творческого пути
Родился в семье железнодорожного рабочего и прачки. Был младшим из девяти детей. После окончания четырёхклассного училища работал чернорабочим, маляром, каменщиком, дровосеком, кельнером, музыкантом.
В 1905 году в возрасте 14 лет принят в качестве хориста и актёра на «выходные» роли на сцене украинского драматического театра общества «Русская беседа» (Львов), который возглавлял И. Д. Стадник. Первый выход в спектакле «Счастье отца» (1905). Молодой актёр был музыкален от природы, надёлён чувством ритма. Бучма играл на нескольких музыкальных инструментах, танцевал, занимался гимнастикой, был одарённым рисовальщиком и гримёром, слыл находчивым импровизатором. Вскоре он стал одним из популярных театральных актёров Галиции. Исполнял разнообразные роли в драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, опереттах: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Гурман и Задорожный («Украденное счастье» И. Я. Франко), Базилио и Бридуазон («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Пузырь и Маюфес («Хозяин» И. К. Карпенко-Карого), Вагнер («Фауст» И.-В. Гёте), Бен-Акиба и Акоста («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), кавалер, маркиз, Фабрицио («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Петро, Михайло, Иван («Суета» И. К. Карпенко-Карого), Омелько и Гервасий («Мартын Боруля» И. К. Карпенко-Карого), Освальд («Привидения» Г. Ибсена).
В 1914 году был мобилизован в австрийскую армию, участвовал в Первой мировой войне. В 1915 году как военнопленный попал в Россию. После побега с каторги в Средней Азии на Украину был шахтером, чернорабочим, батраком. Вернулся к искусству после Октябрьской революции. Играл в театрах Н. К. Садовского, И. Д. Рубчака. Учился в 1918 году в Киевском театрально-музыкальном институте имени Н. В. Лысенко.
В 1919 году возглавил товарищество «Новый Львовский театр», где поставил «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1920). В 1920 в результате объединения этого общества с группой актёров «Молодого театра» во главе с Г. П. Юрой в Виннице был создан Театр имени Франко. В этом коллективе до 1921 Бучма играл преимущественно комедийные роли в пьесах Мольера, Бомарше, Гольдони. Среди них выделяется роль Барона («На дне» Горького, 1921). В 1921 году он отделился, основав в Черкассах студию имени Франко, переехал с нею в Херсон.
Период «Березиля» и кинематографа
После ликвидации студии в 1922 году вступил в только что организованное в Киеве художественное объединение «Березиль» под руководством Леся Курбаса. Здесь он создает значительные сценические образы: Хиггинс («Джимми Хиггинс» по Э. Б. Синклеру, 1923), шут («Макбет» В. Шекспира, 1924), Иван Каляев («Накануне» по Поповскому, 1925), брат Жан («Жакерия» П. Мериме, 1925).
В 1924 году состоялся кинодебют Амвросия Бучмы в фильме «Сон Толстопузенко». Когда «Березиль» в 1926 году переезжает в Харьков, Бучма уходит из театра и сосредотачивается на кино. В 1926—1930 годы он работает на Одесской киностудии ВУФКУ как актёр и режиссёр. Роли: Тарас Трясило («Тарас Трясило», 1926), Микола Джеря («Микола Джеря», 1926), Тарас Шевченко («Тарас Шевченко», 1926), Эмиль («Проданный аппетит», 1928), Гордей Ярощук («Ночной извозчик», 1928).