Поделиться:

О знаменитости

Поль Бурже: биография


Поль Бурже биография, фото, истории - французский критик и романист, достигший громкой известности своими психологическими романами
02 сентября 1852 - 25 декабря 1935

французский критик и романист, достигший громкой известности своими психологическими романами

Биография

Родился в Амьене в 1852 г.; слушал лекции в Ecole des Hautes Etudes в Париже, намереваясь посвятить себя греческой филологии, но вскоре бросил лингвистику и занялся литературной критикой, поэзией и прозой. Начал писать в «Revue des Deux Mondes» и в «Nouv. Revue», издавал «Parlement» вместе с Андрэ Мишелем. Бурже выступил на литературное поприще, подобно многим другим французским писателям, с несколькими сборниками стихов: «Po?sies» (1872-76), «La Vie inqui?te» (1875), «Edel» (1878), «Les Aveux» (1882). Затем появились два тома его критических этюдов: «Essais de psychologie contemporaine» (1883) и «Nouveaux Essais» (1885). Уже в стихах и психологических этюдах творчество Бурже обрисовывается теми же чертами, которые окрепли и определились вполне в его последующих романах. В «Aveux» и других стихах Бурже близок к поэтам-декадентам своей разочарованностью, скептицизмом, пессимизмом и в особенности пристрастием ко всему искусственному — дендизмом. «Essais de Psychologie» — не объективные критические этюды, а разбор тех литературных течений, которые наиболее отразились на самом авторе. Бурже рассматривает здесь тех из новейших писателей, миросозерцание которых ему наиболее близко и которые оказали на него непосредственное влияние. Резко отразился на нем Бодлер, любовью к которому дышит блестящий этюд, посвященный болезненному творчеству автора «Fleurs du mal». От него Бурже наследовал странную смесь чувственности с мистицизмом и особую настойчивость анализа, лишающего человека способности к непосредственному наслаждению и присущего лишь очень тонким нервным организациям. От Ренана перешла к Бурже аристократическая надменность и, главным образом, дилетантизм, которым он восторгается в философе, определяя его как «расположение ума, весьма интеллигентное и вместе с тем сладострастное, которое влечет нас попеременно к различным формам жизни и ведет нас к подлаживанию под все формы, не отдаваясь ни одной». От Тэна Бурже заимствовал научный склад ума, известные приемы письма и пристрастие в обобщениям, от Дюма-сына — нервное беспокойство о морали в драмах любви. Писателям «артистическим», как Флоберу, Гонкурам, Леконту де Лилю, он придает мало значения, хотя превосходно их понимает. Наибольшее же значение из писателей предыдущего поколения для Бурже имеет Стендаль, прямым последователем которого он себя считает.

С 1883 г. Бурже отдается преимущественно роману; с тех пор появились «Cruelle Enigme», «L’irr ?parable», «Crime d’Amour», «Andr? Cornelis», «Mensonges» (1888), «Le Disciple» (1889), «C oeur de femme» и в последнее время «Physiologie de l’amour» и «Pastels». Во всех своих романах Бурже занят тщательным анализом малейших и притом наиболее тонких оттенков жизни человеческого сердца вообще и женского в частности. Героинь своих Бурже выбирает почти исключительно в великосветской среде, отчасти потому, что жизнь людей этого круга, избавленная от материальных забот и не тратящая жизненных сил на борьбу за существование, более посвящена чувству и чувственности и представляет больше случаев запутанности отношений. Кроме того, Бурже, порицая в Гонкурах и других писателях-артистах то, что он называет l’amour du bibelot (пристрастие к мелким художественным вещицам), сам — поклонник прекрасного во всех его проявлениях и с таким же наслаждением и знанием дела описывает роскошную обстановку и подробности изящного туалета, как и психическое состояние героини в критический момент жизни. Тема романов Бурже — «страсти любви», которые он исследует с проницательностью психолога и с точностью анатома. Самые замечательные в этом отношении из романов Бурже — «Crime d’amour», «Mensonges» и «Disciple».

В первом героиня, Елена Шазель, — жертва человека, доведенного разрушающей силой анализа до отрицания нравственной ответственности за свои поступки и до полного скептицизма относительно чистоты души у других людей. Он соблазняет Елену, не будучи в состоянии полюбить ее и не веря в чистоту молодой женщины. Елена, покинутая, мстит ему добровольным падением, виновником которого является таким образом он сам. Эта мысль вызывает в нем страшную тревогу, искренние угрызения совести и, наконец, великое сострадание к человечеству. Он возвращается к Елене, испрашивает у нее прощение — и она прощает его. И ее тоже зрелище чужого страдания (ее мужа) приводит к понятию об истинно-христианской жизни. Роман этот является, таким образом, историей искушения двух душ, очистившихся страданием.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора