Поделиться:

О знаменитости

Богдо-гэгэн VIII: биография


Богдо-гэгэн VIII биография, фото, истории - восьмой Халха-Джебцзундамба-хутухта, глава буддистов Монголии
1869 - 17 апреля 1924

восьмой Халха-Джебцзундамба-хутухта, глава буддистов Монголии

Биография

Ранние годы и признание

Богдо-гэгэн VIII родился в 1869 году в семье тибетского чиновника спустя год после смерти своего предшественника, Богдо-гэгэна VII. Первые годы жизни он провёл с матерью в лхасском дворце Далай-ламы, Потале. Официальное признание мальчика новым Богдо-гэгэном состоялось в Потале при участии Далай-ламы XII и Панчен-ламы. В 1873—1874 годах из Монголии в Лхасу отправилась большая торжественная процессия, в том числе и российские бурятские ламы, чтобы сопроводить хубилгана в Монголию. В 1875 году Богдо-гэгэн VIII благополучно прибыл в Ургу.

Через несколько месяцев юный Богдо был представлен монгольскому народу, знати и духовенству, однако он «…не стал игрушкой в руках лам, а наоборот, держал их в своих руках. С юных лет он мечтал если не восстановить великое царство Чингисхана, то хотя бы освободить Монголию от китайцев и сделать самостоятельной. Удельные князья боялись его, народные массы любили… Самостоятельный, умный первосвященник-правитель не был приемлем ни для Тибета, ни для китайцев».

Противостояние с цинской администрацией Урги

По прошествии всего лишь пяти лет после приезда в Ургу из Тибета, в десятилетнем возрасте, Богдо-гэгэн начал проявлять беспокойство по поводу засилья в столице китайских торговцев, опираясь на старинный обычай удалённости монастырских построек от мира и всего мирского. В 1882 году он предоставил на имя цинского императора Гуансюя доклад, в котором уведомил, что, если китайский торговый квартал не переедет за город, то сам Богдо-гэгэн перенесёт свою ставку из Урги в Эрдэни-Дзу. Цинские власти пошли на уступки и удалили торговцев от монастыря (характерно, что русские торговые постройки остались на своих местах).

Богдо-гэгэн скрыл в своём дворце своего старого учителя, отказавшись выдать его для суда цинской администрации; активно протестовал против повышения налогов ургинским амбанем Дэ Лином, отказывался от встречи с ним и в конце концов добился его отставки, несмотря на его пекинскую протекцию. Так молодой Богдо-гэгэн, новый энергичный лидер буддийской Монголии, спровоцировал даже попытки покушения на его жизнь со стороны имперских и тибетских властей, имевшие место в 1900-х годах

Конфликт вокруг визита Далай-ламы XIII

По сообщениям европейцев, опиравшимся на слухи, Богдо-гэгэн недолюбливал и нового Далай-ламу XIII, что проявилось в 1904 году, когда тот прибыл из Тибета в Халху, спасаясь от оккупации Лхасы британским экспедиционным корпусом Янгхасбенда. «…За время пребывания Далай-ламы в Урге между ним, его двором и хутухтой с двором последнего шли непрерывные недоразумения». Указывали, что Богдо-гэгэн не участвовал в церемонии встречи Далай-ламы в Урге, ни разу не навестил его за всё время его пребывания в халхаской столице, и распорядился выставить из подведомственного ему ургинского монастыря подготовленный для него трон, сочтя его более почётным, нежели свой, чем спровоцировал возмущение тибетцев. Ф. И. Щербатской приводит сообщение некоего китайца, что Богдо-гэгэн даже провёл специальный тантрический ритуал изгнания («г?рэм»), направленный на выдворение Далай-ламы из столицы.

Общее место в мемуарах европейцев, посещавших в это время Ургу — то, что Богдо-гэгэн и Далай-лама якобы не поделили между собой пожертвования паломников, а также личная зависть Богдо-гэгэна, лишившегося с приездом Далай-ламы большей части почёта и уважения. Согласно другим сведениям, опирающимся на монгольские и тибетские источники, конфликта между иерархами не было, а его провоцировали цинские власти, используя окружение Богдо-гэгэна, чтобы удалить Далай-ламу из Монголии Из монгольских источников известно, что Далай-лама несколько раз тайно встречался с Богдо-гэгэном, феодалами и высшими ламами; по-видимому, на этих встречах и было решено, что Монголия и Тибет разорвут свою связь с империей Цин, о чём сообщал русский пограничный комиссар в Кяхте А. Д. Хитрово После национальной революции в Монголии Тибет признал независимость богдо-ханской Монголии.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Тохтамыш Тохтамыш

хан Золотой Орды, потомок Чингисхана

Хан Батый (Бату) Хан Батый (Бату)

монгольский хан, внук Чингисхана, основатель Золотой Орды

Анна Австрийская, королева Франции Анна Австрийская, королева Франции

французская королева, жена Людовика XIII

Анна Иоанновна Романова Анна Иоанновна Романова

российская императрица из династии Романовых

Иван Калита Иван Калита

московский князь

Анна Болейн Анна Болейн

королева Англии, жена Генриха VIII

Рюрик Рюрик

первый русский князь, основатель династии Рюриковичей

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора