Биография
Родился в артистической семье. Отец — известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин (ум. 1(14).12.1911). Мать — актриса Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, урожд. Климова (1859-1938). Дед по отцу был немцем.
Глубоко травмированный в детстве разводом родителей, Б.-Т. на протяжении всей жизни сохранял очень близкие отношения с матерью и написал о ней мемуары «Блюменталь-Тамарина и её время», опубликованные в 1939 году в журнале «Театр» .
На профессиональной сцене с 1901 года. Впрочем, в автобиографической справке «25 лет на сцене», опубликованной в 1926 г. в журнале «Театр», Б.-Т. вспоминал о своей игре в театре ещё в детском возрасте: «... Сейчас мне 44 года. Всё детство прошло на сцене. В 7 лет я уже играл. Окончил Московское театральное училище. Был на первом семестре Тенишевского училища. Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертёжной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с волчьими билетами. После этого я решил бесповоротно — иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно, где отец был режиссёром».
Потом была череда городов, театров и ролей. В 1917—1918 гг. жил в Харькове (по адресу: ул. Гоголя, 41). Сыграл в Большом театре Царя Эдипа (о спектакле в постановке Соколовского см. рецензию в харьковском еженедельнике «Колосья», 1918, № 11, с. 13-14). Вообще же входил в труппу Городского театра : осенью 1918 был занят в спектаклях «Живой труп» (Федя Протасов), «Маргарита Готье», «Касатка» (Илья) и др.
Харьковская пресса писала: «С большим ансамблем проходит пьеса «Маргарита Готье». <...> Живые образы дают Блюменталь-Тамарин (Арман) <...> «Касатка» проходит также безукоризненно, причём главное внимание на себе сосредотачивают г-жа Павлова и г. Баров <...> Не хуже этих двух артистов играют в «Касатке» г. Блюменталь-Тамарин, сообщающий Илье Ильичу цельность натуры <...> Но «Живой труп», «горе от ума» и «Бесприданница» проходят хуже. <...> Что же касается игры г. Блюменталь-Тамарина, то, изображая Протасова, артист лишил его барственности [и] не усугубил, не осложнил внутреннего мира, не обогатил деталями и все мотивы поступков и действий приписал не столько высоким запросам духа, сколько безволью, бесхарактерности, склонности натуры. Но, в пределах своего представления, сделал всё возможное, особенно хорошо провёл первый акт, внёс в свою игру много искренности и дал живое лицо <...>“ (ПО ТЕАТРАМ. Городской театр // Театральный Журнал, № 1, Харьков, 12 октября (суббота), сс. 11-12).
В декабре 1918 появилось сообщение о том, что Блюменталь-Тамарин примет участие в создаваемом Д. Д. Уваровым в помещении «Рабочего дома» новом театре (Хроника // Театральный Журнал, № 5, Харьков, 3 декабря 1918, с. 11).
В 1919, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А.И.Деникина, Б.-Т. помимо театральной работы активно занимался общественной деятельностью.
Находившийся в Харькове с начала июня 1919 г. в составе гастролировавшей здесь труппы МХТ В.В.Шверубович , описывая занятие города частями Добровольческой армии, в частности, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В.А.Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. <…> Блюменталь-Тамарин верхом на белом цирковом коне с огромным трёхцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на подарки «освободителям родины» <…>» (“Люди театра. Из воспоминаний» // «Новый мир», 1968, № 2, с 100).
Г.Бахтаров, пересказывая (со ссылкой на автора, но без указания публикации) довольно близко к тексту вышеприведённый «пассаж» Шверубовича, сообщает далее: «Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован. И только благодаря вмешательству Луначарского Блюменталь-Тамарину была сохранена жизнь»… (“Последний гастролёр» // журнал «Московский наблюдатель», 1993. Цит. по статье В.Гайдабуры — см. список лит. ниже).