В 1890 году Беро впервые обращается к религиозной тематике. Картины этого ряда напоминают нидерландскую живопись XVII века. На Парижском салоне 1891 года Беро выставил свою «Магдалину в доме фарисеев». Классические библейские сцены, персонажи которых одеты в современное платье, вызывали в то время скандальную критику. Среди лиц, окруживших Спасителя, современники узнавали Ж.-Э. Ренана — автора не менее скандальной в те годы монографии «Жизнь Иисуса», а для Магдалины позировала куртизанка Лиана де Пужи.
Беро в ряду салонных живописцев
Беро относился к числу так называемых салонных живописцев. В основе салонной живописи лежала академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта». От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.
Характеризуя направление, которому принадлежит творчество Беро, В. Калмыкова и В. Тёмкин пишут в «Энциклопедии современной живописи»: «Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников; увы, порой „хороший вкус“ понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми — и техническое мастерство их не спасает».
Критика Беро
Во Франции Беро пользовался популярностью, в частности, Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком» (фр. le plus charmant des fantaisistes). Однако, его творчество совершенно игнорировалось искусствоведами того периода. Русские художники воспринимали работы Беро с иронией, если не сарказмом, видя в них воплощение лубочности, неискренности и очевидную коммерческую направленность, потакающую, по их мнению, низким мещанским вкусам. Так или иначе, ни Пушкинский музей, ни Эрмитаж, — две крупнейшие в России коллекции французской живописи рубежа XIX—XX веков — не числятся в мировых реестрах держателей работ Беро. Также нет и посвящённых ему статей ни в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, ни в Большой Cоветской энциклопедии.
Резюмируя, что не видит в творчестве Беро искренности и таланта, Репин критикует остальные картины этого художника, показывая как «ловкий расчёт на массу делает своё дело»:
Галерея работ
В экспозициях музеев мира
У церкви Святой Троицы (до 1900). Музей Карнавале, Париж.
Ветреный день на Мосту Искусств (1880–1881). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
После ошибки (1885-90). Национальная галерея, Лондон
Ожидание. Музей Орсе, Париж.
Все нижеприведённые картины Жана Беро, если иного не указано, находятся в частных собраниях:
Улицы Парижа…
Выезд буржуа (1889).
Бульвар Капуцинов.
Модистка на Елисейских Полях.
…его кафе…
В кафе.
В бистро.
Парижское кафе.
Письмо (1908).
…и театры
У входа в театр Варьете.
Сценка в театре Варьете (1888). Музей декоративного искусства (Париж)