Поделиться:

О знаменитости

Франсиско Гойя: биография


Но как бы то ни было, в 1771 году Франсиско Гойя представил на конкурс Пармской Академии искусств картину с изображением Ганнибала и стал обладателем второй премии – его упрекали за чересчур «резкие» тона, но зато признали грандиозность фигуры карфагенского полководца. Возможно, именно эта премия послужила причиной внимания к молодому живописцу капитула сарагосского собора Nuestra Señora del Pilar Basilica: Гойя получил предложение сделать эскизы для потолка капеллы, построенной знаменитым архитектором Вентурой Родригесом. Темой эскизов было поклонение ангелов Иисусу, и пробная фреска Гойи заказчикам очень понравилась. Еще более их восхитил тот факт, что молодой, практически неизвестный и такой талантливый художник готов удовольствоваться всего пятнадцатью тысячами реалов – тогда как более маститые живописцы запрашивали почти в два раза больше.

Так мастерство Гойи оценили впервые, и новые заказы не заставили себя ждать. В 1772 году он расписал ораторий дворца графа Собрадиэль и около двух лет писал в картезианском монастыре Аула Деи одиннадцать больших композиций о Деве Марии (сохранилось лишь семь из них, да и те изрядно подпорчены реставрацией).

В 1773 году Гойя снова уехал в Мадрид, где начал работать в мастерской своего земляка Франсиско Байеу, к тому времени занявшего должность официального королевского художника, а потом и директора Академии Сан-Фернандо. Через два года Гойя женился на Хосефе, сестре Байеу, и, вероятнее всего, лишь потому, что она забеременела. Возможно, сыграл свою роль и расчет – ведь став родственником Гойи, Байеу не мог оставить его в стороне от престижных заказов. Покорить душу художника Хосефе не удалось, но она оказалась верной и нетребовательной женой, прощавшей гениальному супругу все его похождения. К сожалению, у нее не было возможности утешаться даже детьми: из пятерых рожденных в этом браке выжил только сын Хавьер, тоже ставший художником, но не поднявшийся до высот своего великого отца. Кстати, за тридцать семь лет семейной жизни Гойя написал всего лишь один портрет жены.

Первым заказом, полученным от королевского двора, был заказ на картоны – живописные эскизы, служившие моделями серии шпалер в Эскориале для столовой дофина Астурийского (будущего короля Карла IV). За пять картонов, изображающих сцены охоты, Гойя получил восемь тысяч реалов. Картонами он занимался и далее – создавал композиции по заказам Королевской шпалерной мануфактуры, обретя таким образом хорошо оплачиваемую, а главное, постоянную работу. Его произведения имели большой успех благодаря свежести сюжетов – темы для картонов Франсиско брал из окружающей действительности, изображая сценки сельской жизни, корриды, религиозных праздников.. В те годы при испанском дворе царили иностранные художники, и хорошо заметный «испанский акцент» картонов Гойи аристократы приняли с восторгом.

В мае 1780 года Гойю единогласно избрали членом Академии Сан-Фернандо. Картина, написанная им в качестве пропуска в Академию, называлась «Распятие» и была исполнена вполне академично. Пять лет спустя Франсиско получил пост вице-директора отделения живописи.

Работая над картонами для гобеленов, художник одновременно писал на заказ портреты аристократов и поначалу немало льстил своим моделям. Но уже в 1783 году, на портрете семьи Луиса де Бурбона, брата короля, изобразил вместо несуществующей красоты своеобразие и истинный характер каждого персонажа. Как ни странно, портрет понравился, и заказов стало еще больше, да к тому же Гойя обзавелся влиятельными и могущественными покровителями. В 1786 году, увидев серию картин, сделанных для герцога Осуны, творчеством Франсиско заинтересовался сам Карл III, и Гойя стал придворным художником с годовым доходом в пятнадцать тысяч реалов. Три года спустя король умер, но занявший его место Карл IV не только оставил Гойю на прежней должности, но и существенно увеличил его жалованье.

Известность, королевские милости, сумасшедший успех у женщин, неплохое финансовое состояние – пожалуй, в тот период Гойе совершенно не приходилось жаловаться на жизнь. Если бы не последующие события, скорее всего, его фантазия так и осталась бы загнанной в рамки приличий и требований времени. Но судьба одарила художника роковой женщиной и не менее роковой болезнью.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Истории

Нас и здесь неплохо кормят! Франсиско Гойя

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович

русский живописец, выдающийся художник-пейзажист

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора