Иероним Босх: биография
По заказу «братьев лебедя» Босх выполнил некоторые работы, в числе которых был большой алтарный образ, сделанный для капеллы Братства в соборе. К несчастью, ни образ, ни другие работы для Братства не сохранились.
Быть адептом Братства Богородицы значило не только поднять свой престиж в глазах общества, но и иметь практические выгоды. Благодаря своему членству в этой организации Босх приобрел отличные связи и первым получал заказы от знатных соотечественников. С большим пиететом относился к художнику бургундский герцог Филипп Красивый, превратившийся в 1504 году в короля-консорта Кастилии Филиппа I. В год своего воцарения он заказал художнику большой алтарный образ. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом». Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.
Проживший в родном городе всю жизнь, Босх имел, тем не менее, широчайшую известность в Европе. Его имя исчезает из городских документов всего на четыре года – с 1499-го по 1503-й; возможно, это время художник провел в Италии. Если учесть утверждение некоторых исследователей, что на картине «Три философа» Джорджоне изображены сам автор, Леонардо да Винчи и Иероним Босх, то художник действительно присутствовал около 1500 года в Венеции.
Но как бы то ни было, последние годы своей жизни Босх провел, скорее всего, в Хертогенбосе и посвятил их работе для Братства. В 1511 – 1512 годах он создал Распятие, год спустя – медные пикадила. Последнее упоминание художника в книгах «братьев лебедя» датировано 9 августа 1516 года. В этот день в соборе святого Иоанна состоялась торжественная заупокойная месса по «брату Иерониму» – а стало быть, в начале того августа великий мастер скончался.
Творчество Босха было очень нетипичным для европейской живописи XV века. Поразительная изобретательность в отношении форм, отклоняющиеся от всех норм парадоксальные и чудовищные фигуры, свободное и немыслимо богатое воображение – мир на картинах Иеронима Босха не поддается никаким объяснениям и теориям, уже более четырехсот лет оставаясь безумно притягательным и столь же фантасмагорическим.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник
русский живописец, выдающийся художник-пейзажист