Тициан Вечеллио: биография
Год спустя Тициан стал почетным гражданином Рима, а в 1547 году умер художник Себастьян дель Пьомбо, работавший при дворе римского папы. Тициан попытался занять его должность, но получил отказ. Венецию он покинул снова в 1548 году, отправившись в Аугсбург, чтобы снова писать портреты Карла V и его придворных.
С 1551 года художник работал для венецианских заказчиков все меньше и меньше, предоставив это поле деятельности молодым художникам. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Финансовые проблемы у него возникли только с испанским двором – король Филипп очень неохотно отдавал обещанные деньги, и Тициан забрасывал его письмами по этому поводу. Но зато благодаря таким отношениям художник пользовался абсолютной свободой в выборе тем, интерпретаций и исполнения заказанных ему картин. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики.
В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Все три образа имеют общее в стилистике – Тициан использовал в ночных сценах новую технику живописи, разделение пластики и рисунка при рисовании фигур. Локальность цвета и точность деталей сменились живописью, которую Тициан творил красками, нанося их широкими мазками, а в завершение работы смешивал, растирая пальцами, словно скульптор, работающий с глиной. «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». «Персей и Андромеда», исполненные по заказу Филиппа II.
Но старость все же брала свое, и в душе художника поселились страх смерти и отчаяние – особенно после смерти в 1556 году Пьетро Аретино, с которым его связывала многолетняя дружба. В 1558 году скончался Карл V, а еще через год умер Франческо, брат Тициана и его верный помощник. Пережив эти удары судьбы, Тициан сосредоточился, в основном, на сюжетах религиозных.
В 1565 году появилась картина «Аллегория Времени», на которой изображены головы самого художника, Орацио, его сына, и Марко, его внука, соединенные с головами льва, волка и собаки – намек на связь прошлого, настоящего и будущего. И во всех произведениях этого периода красочные мазки выглядят словно хаотическими – Тициан отвергает натурализм, чтобы сделать акцент на эмоциях и передать свое отношение к сюжету картины.
Рисовал великий мастер до конца своих дней, и его кисть по-прежнему признавали несравненной. В 1576 году, страшное лето которого ознаменовалось для Венеции чумой, умер любимый сын Тициана – Орацио, и последний, незаконченный шедевр художника полон ощущения смерти. Картину «Оплакивание Христа», предназначенную для капеллы Христа (церковь Санта Мария Глориоза Деи Фрари), завершил его ученик Пальма-младший.
Тициан умер 27 августа 1576 года, предположительно от чумы. По некоторым источникам его обнаружили лежащим на полу и сжимающим в руке кисть. На следующий день венецианцы, словно забыв о продолжающейся эпидемии и карантине, торжественно похоронили своего знаменитого соотечественника там, где он и желал, – в церкви Фрари.
Состояние, оставленное прославленным художником, оказалось огромным – но в наше время заработанные Тицианом деньги кажутся весьма скромными в сравнении со стоимостью его картин.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник
русский живописец, выдающийся художник-пейзажист