Джон Аберкромби: биография
Однако лавры великолепного гитариста Аберкромби снискал благодаря двум дискам, записанным в дуэте с Ральфом Таунерром: в 1976 году вышел «Sargasso Sea», а в 1981 – «Five Years Later». Эти диски, особенно «Sargasso Sea», считаются классикой и одинаково любимы поклонниками обоих гитаристов, ведь авторство музыки разделено в равной мере, а некоторые вещи написаны совместно.
Немалый успех обрела также пластинка Аберкромби 1978 года «Characters», сольная в буквальном смысле слова – Джон играет здесь один, в первый и в последний раз за всю свою творческую биографию. Сам музыкант называл впоследствии «Parable», композицию из этого альбома, наиболее удачным своим произведением. Летом того года вышел также диск под названием «Gateway-2», записанный трио Аберкромби – ДеДжонет – Холланд. Музыкальные критики считают, что именно с него стиль игры Аберкромби можно называть не только мастерским и умопомрачительно сложным, но и действительно уникальным.
В 1978 году Джон гастролировал с разными коллективами по Европе, но параллельно с этой работой снова собрал группу, в состав которой вошли клавишник Ричи Бейрах, ударник Питер Дональд и бас-гитарист Джордж Мрац. Дебютом этого квартета стал альбом «Arcade», не добавивший ничего особо нового в стиль Аберкромби, но отлично сделанный.
В начале восьмидесятых Аберкромби создал успешный проект с Питером Эрскиным и Марком Джонсоном. Это трио немало гастролировало и записывало после своих выступлений альбомы. Лучшим из них стал «Current Events» (1988 год) – кстати, первая работа, где Джон экспериментировал с гитарными синтезаторами. С этими музыкантами Аберкромби впоследствии записал еще один диск – «November», очень необычный по своей стилистике и практически лишенный задумчивости, которая всегда была свойственна Джону. В это время Аберкромби стал читать в Гарварде лекции по джазовой музыке и истории гитары. Уже прозванный «классиком новой гитары джаза» и «убийцей классической гитары джаза», Джон Аберкромби, тем не менее, не был отвергнут даже ортодоксами джазовой музыки. Критики утверждали, что для современного джаза он – один из тех немногих гитаристов, чью гитару действительно можно слушать.
В 1985 году органист Джеф Палмер, только начинавший карьеру в качестве лидера группы, решил записать альбом, полностью составленный из импровизаций, и пригласил Аберкромби и саксофониста Гэри Кэмпбелла. Пластинка «Laser Wizard» была сделана всего за пять часов. Два года спустя вышел второй альбом – «Abracadabra», тоже сплошная импровизация, только на саксофоне на сей раз играл Дэйв Лимбан. Вместе с Джефом Палмером Аберкромби работал еще над целой серией альбомов – в 1993 году вышел диск «Ease On», в 1994 – «Island Universe» и «Shades of the Pine»», а в 2001 – «Bunin the Blues».
В 1990 году вышел альбом «Animato» – совместная работа Аберкромби, легендарного норвежского ударника Джона Кристенсена и клавишника Винса Мендозы. В музыке «Animto» явно слышны элементы фьюжна, а также много импровизаций и замысловатых приемов игры.
Однако Аберкромби уже не слишком интересовался чистой импровизацией и хотел делать более структурные вещи. Тогда он вспомнил свое знакомство с Дэном Уоллом и Адамом Нассбаумом – еще в 1981 году во время записи проекта Дэвида Джонсона «Route Two» Уолл и Аберкромби договорились как-нибудь поработать вместе. В 1992 году они записали альбом «While We're Young», а через два года трио Аберкромби – Уолл – Нассбаум выпустило диск «Speak of the Devil», который считают самым мрачным в творчестве Джона. Эта работа в какой-то степени стала прекрасной демонстрацией того факта, что Аберкромби, оставаясь верным джазовому лиризму, увлечен и иной стороной музыки – «теневой», не имеющей четкости цветов и линий и построенной на игре настроений и полутонов.
Взгляды Джона Аберкромби на традиционную джазовую музыку отразились и в его методике преподавания. Любопытно, что этого гитариста, родившегося, выросшего и живущего в США, любители джаза воспринимают скорее как представителя европейской школы. Существует даже понятие «стиль Аберкромби» – стиль игры на гитаре, основанный на джазе и содержащий в себе все приемы современных импровизаций, демонстрирующий чуть ли не все музыкальные направления – от фолка до классической музыки.
Сейчас музыка Джона Аберкромби вызывает уже меньше интереса – правда, виной тому только его излишний консерватизм, доминирующий над джазом. Но удивительное умение сочетать все многообразие джаза и репутация настоящего профессионала по-прежнему оставляют гитариста на вершине этого искусства.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор