Поделиться:

О знаменитости

Энди Уорхол (Андрей Вархола): биография


Со знаменательного 1962 года Энди начал пользоваться техникой шелкографии, которая давала возможность до бесконечности повторять одинаковые образы. Это монотонное повторение стало характерным для его творчества – бесконечные бутылки кока-колы сменялись портретами Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Элвиса Пресли. Изменялись лишь сюжеты и цветовая гамма, а принцип сохранялся всегда. Уорхол говорил, что хочет быть машиной сам и добивается, чтобы люди мыслили одинаково. Ради воплощения этой идеи он воспроизводил на картинах обезличенные снимки из журналов и газет, запечатлевшие катастрофы, уличные беспорядки, массовые отравления. Если просматривать подобные сцены множество раз, они теряют свою силу, не вызывая ничего, кроме безразличия и скуки. Именно эта поза циничного наблюдателя была свойственна в жизни самому Уорхолу.

На своей «Фабрике» он организовал буквально «производство» такого искусства, создав за пару лет около двух тысяч картин, а в 1965 году объявил, что уходит «в отставку» как художник. Рисовать он, конечно, не бросил, но вдобавок к этому всерьез занялся экспериментальным кино. Славы Уорхол добился и здесь, став чуть ли не единственным американским режиссером андергарунда, известным широкой публике. В первых его фильмах принцип повторения имеет едва ли не гипнотический эффект. Фильм «Сон» 1963 года показывает единственный кадр – спящего человека, практически без изменения и без звука. В поздних фильмах Уорхола появились и сюжеты, в основном, эротические, но позицию беспристрастного наблюдателя режиссер сохранил навсегда.

В 1968 году Энди Уорхол стал истинным маэстро «поп-арта». Его выставки собирали множество народу во всем мире, а за одну из картин заплатили на аукционе шестьдесят тысяч долларов: рекорд среди современников Уорхола. Впрочем, кроме картин и фильмов, Энди прославился тем, что раздавал крайне скандальные интервью. В них он не скрывал ни своего безразличия к собственному творчеству, ни твердого убеждения во всеобщей человеческой глупости. Впрочем, чужим искусством он иногда интересовался – например, стал продюсером «Velvet Underground», альтернативной рок-группы, и нарисовал обложку для их первого альбома.

Перед открытием своей выставки в Лос-Анджелесе Уорхол прочел сценарий феминистки Валери Соланис, которая снималась раньше в его фильмах. Сценарий Энди не понравился, рукопись он куда-то зашвырнул, а на просьбы Валери вернуть ее не реагировал. 3 июня 1968 года вернувшийся из Лос-Анджелеса Уорхол находился на своей «Фабрике», где к нему и подошла с револьвером обиженная Валери. Выпустив в художника три пули, она ранила следующим выстрелом владельца одной из нью-йоркских галерей, после чего револьвер заело. Валери спокойно ушла из студии и сообщила на улице полицейскому, что стреляла в Уорхола. На «Фабрике» же началось полное безумие – беготня, крики и слезы. Галерейщик, забывший о собственной ране, пытался помочь Уорхолу, а тот, наблюдая за окружающими, неожиданно начал смеяться.

Не было сомнений, что художник умрет, но он ухитрился выжить – правда, долго носил корсет из-за неудачного шва и сам со времени покушения считал себя мертвым. В интервью Уорхол утверждал, что не изменился, пережив клиническую смерть, но это было не совсем верно. Художник обзавелся манией преследования, в любом незнакомце подозревал грабителя и получил назад все свои детские страхи. Одна его фобия и впрямь оправдалась: однажды Уорхолу нанесли визит представители колумбийской мафии и забрали всю наличность – около миллиона долларов.

Выстрелы Валери Соланис укрепили статус Уорхола как супер-звезды, и его личность стала куда популярнее, чем его творчество. Уорхол с удовольствием превращал свое имя в настоящую торговую марку, но и об искусстве не забывал. Через год после покушения он создал свой первый игровой фильм – «Плоть», а в 1970 – «Мусор». Эти фильмы довольно заметно пародировали коммерческое кино. Десять лет спустя Уорхол разработал новый телевизионный канал и стал директором «собственного телевидения» – «Andy Warhol`s TV». Занимался он и литературной деятельностью, издавая журнал «Интервью» (с 1969 года) и выпуская собственные книги. Первый роман Уорхола, опубликованный в 1968 году, назывался «а» и состоял из телефонных разговоров, записанных на его «Фабрике». В 1975 году вышла книга «Философия Энди Уорхола: от А до Б и наоборот». Его знаменитые «Дневники» издали уже после смерти – в 1989 году.

Долгие годы слывший «ангелом смерти», Энди очень не любил думать о смерти собственной и ограждал себя от этих мыслей, как умел: к примеру, не ходил на похороны даже близких друзей и родной матери. Мало кому было известно, что художник страдает болезнью желчного пузыря. Врачей он боялся панически и операцию откладывал до последнего. Тем не менее, прошла она успешно, но следующим утром – 22 февраля 1987 года – Энди Уорхол скончался от остановки сердца, во сне. Его братья похоронили художника в его родном городе, Питтсбурге.

Друзья и адвокаты Уорхола были крайне поражены, вскрыв после смерти его личную квартиру. Король поп-арта оказался большим любителем вполне буржуазной роскоши и собрал за свою жизнь огромную коллекцию самых разнообразных вещей – от африканских деревянных фигурок до шедевров живописи. Ни одной картины самого художника среди его «коллекции» не обнаружили. Самые верные слова о жизни и творчестве этого странного человека сказаны в некрологе, опубликованном газетой «Нью-Йорк Таймс»: «Лучшее творение Уорхола – это он сам».

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович

русский живописец, выдающийся художник-пейзажист

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора