О знаменитости
Осип Мандельштам: биография
Осенью 1920 года Мандельштам оказался в Петербурге, и чествовали его не только как автора новых прекрасных стихов, но и как жертву белого террора. Поэт получил комнату в так называемом «Доме искусств» на Мойке – елисеевском особняке, ставшем общежитием для художников и писателей. Здесь он общается с Гумилевым, Шкловским, Ходасевичем, Зощенко, Лозинским. В столице Мандельштам провел всего несколько месяцев, но это время стало удивительно плодотворным для поэта – созданы были такие прекрасные стихи, как «Возьми на радость из моих ладоней», «Я слово позабыл», «Чуть мерцает призрачная сцена».
Весной 1921 года вспыхнул Крондштатский мятеж, и Мандельштам бежал к Черному морю. По пути он завернул в Киев и дальше путешествовал уже с Надеждой Хазиной – по Крыму, который уже был «красным» и по Грузии. В Тифлисе поэт узнал о казни Гумилева и долго не мог поверить в смерть своего друга.
В Москву Мандельштам вместе с Надеждой приехал уже в 1922 году. В стране нарастала кампания, направленная против акмеизма, и очень многие последователи этого течения уже покинули Россию. Но Ахматова и Мандельштам не помышляли об эмиграции. В течение 1922 – 1923 годов выходят три сборника стихов Мандельштама – «Tristia», «Вторая книга» и «Камень», сильно дополненный и выдержавший уже третье издание. Кроме того, его статьи, касающиеся важнейших проблем гуманизма, культуры и истории, перепечатывают не только петроградские и московские издания, но и берлинские. Несмотря на популярность поэта, его следующий сборник «Стихотворения» вышел лишь в 1928 году, да и то благодаря поддержке политического тяжеловеса Н. Бухарина. В этом издании явно проступала железная рука цензуры. В том же году журнал «Звезда» печатает в своем майском номере единственную повесть Мандельштама – «Египетскую марку». Однако именно 1928 год, казалось бы, успешный для поэта, стал началом его травли.
Начинаются нападки критиков, предъявляется обвинение в плагиате, и Мандельштам выходит из Федерации писателей. Он начинает работать литературным редактором газеты «Московский комсомолец», откуда увольняется с большим скандалом в конце 1929 года. Бухарин снова спасает его, отправив в путешествие по Армении. Позже хлопоты покровителя приведут к назначению для Мандельштама персональной пенсии и получению маленькой, но отдельной квартиры в московском доме писателей.
В Ленинград Мандельштам вернулся в конце 1930 года и остановился у своего брата. Попытка получить квартиру в северной столице для семьи Мандельштамов успехом не увенчалась. Мало того – им четко указали на то, что жить в Ленинграде им не разрешат. Осип и Надежда вернулись в Москву, где Мандельштам занялся не только написанием стихов, но и работой над объемным эссе, посвященным творчеству Данте. Однако его стихи не брали ни газеты, ни журналы, и лишь «Звезда» весной 1933 года отважилась напечатать «Путешествие в Армению». 30 августа того же года в «Правде» появляется разгромная статья, в которой Мандельштама обвиняют в клевете на республику Советов. Цезарь Волпе, редактор журнала «Звезда», был снят с должности – за одно-единственное стихотворение Мандельштама.
Можно сказать, что Мандельштама погубило его взрывное безрассудство. Он написал серию жалоб в Союз писателей и во время товарищеского суда, устроенного по этому поводу, в ярости назвал заседание «обезьяним процессом». А для усиления картины дал пощечину Алексею Толстому – председателю Союза. Очень многие считали, что Мандельштам безудержно зарвался – особенно после того, как осенью 1933 года он сочинил язвительную сатиру на вождя всех времен и народов товарища Сталина. В этом произведении поэт именовал Иосифа Виссарионовича «мужикоборцем» и «кремлевским горцем». Но дело было даже не в том, что он сочинил эти стихи – а в том, что распространял и читал их при каждом удобном случае.
В мае 1934 года в гости к Мандельштамам приехала Ахматова. Именно в этот момент и прибыли сотрудники ОГПУ, произвели тщательный обыск и забрали поэта. После сильного давления в следственной тюрьме Мандельштам составил список лиц, выражавших недоверие к режиму, а также тех, кто слышал или читал его последнее стихотворение. Сегодня одни утверждают, что тюрьма сломала дух поэта, другие говорят, что он распространял свое опасное творение с целью снять «завесу молчания и лизоблюдства» – однако фактом остается то, что Мандельштам стал причиной ареста очень многих людей. В те времена расстреливали и за меньшие провинности. Тем более удивительна резолюция Сталина, которую он наложил на дело Мандельштама – «изолировать, но сохранить».
Мандельштам был сослан на север, в поселок Чердынь. Добровольно разделила его участь жена. Здоровье Мандельштама расстроилось, дело дошло до галлюцинаций и попытки самоубийства. Бухарин написал после этого Сталину о необходимости перевода поэта в более щадящие условия. В результате этого заступничества Мандельштам оказался в Воронеже и здесь снова начал писать стихи, создавая цикл, как их теперь называют, «стихов о железе», мечтая о красотах Европы, холмах Тосканы и французских соборах. Срок ссылки истек лишь в мае 1937 года. Но жить в столице поэту было запрещено. Около года он добивался разрешения, посещал редакции журналов и газет, но редакторы опасались не то что печатать Мандельштама – даже разговаривать с ним. Если бы не поддержка друзей и знакомых – Пастернака, Эренбурга, Стенича, Шкловского, Катаева, нищенская жизнь поэта могла стать совсем невыносимой.
Май был роковым в жизни поэта – как и первый раз, Мандельштам был арестован в 1938 году именно в этом месяце. С клеймом «контрреволюционная деятельность» он получил приговор: пять лет каторжных работ. Однако до Колымы Мандельштам не доехал. На пересылке, в одном из лагерей, его состояние резко ухудшилось, вновь начались галлюцинации, и он скончался – 27 декабря 1938 года, неподалеку от Владивостока.
Осип Мандельштам был человеком странным, и жизнь его, как почти любого поэта, полна самых неожиданных поворотов. Сам он сравнивал свое творчество с письмом, запечатанным в бутылку и брошенным в океан. Сегодня можно уверенно говорить о том, что письмо поэта пришло по назначению, и стихи его навсегда вошли в историю русской поэзии.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт