О знаменитости
Яков: биография
Практически сразу после восшествия Якова I на английский престол началось сначала осторожное, но постепенно набирающее силу противостояние парламента и короля Англии. Уже в 1604 году, несмотря на добровольный отказ короля от своих прерогатив в сфере установления монополий и королевской опеки, парламент Англии не утвердил субсидии королю. В 1605 году королю удалось добиться санкционирования экстраординарного налога, однако его поступления были недостаточными. Яков I начал прибегать к взиманию пошлин на импортные товары без согласия парламента, что вызвало бурю недовольства последнего. Однако, благодаря таможенной реформе Роберта Сесила, королю временно удалось стабилизировать королевские финансы.
В 1610 году Сесил предложил проект «Великого контракта»: утверждение парламентом ежегодной фиксированной субсидии королю на основе всеобщего земельного налога взамен за отказ Якова от королевских феодальных прерогатив. Однако этот проект был провален в английском парламенте. В ответ король без санкции парламента увеличил потонный и пофунтовый сборы и стал активно взимать причитающиеся ему по феодальному праву платежи. Возмущенная палата общин издала билль о запрете королю введения церковных законов без согласия парламента и ликвидации права королевской опеки, что привело к роспуску парламента в 1611 году.
Оставшись без возможности взимания налогов, король начал прибегать к массовой продаже титулов: в 1611 году был учрежден новый титул баронета, который мог получить любой дворянин, внесший в казну 1 080 фунтов стерлингов. Более высокие тарифы были установлены для титулов виконта, барона и графа. Однако эти мероприятия при росте расходов Якова I на содержание королевского двора и внешнюю политику не могли устранить финансового кризиса. Второй парламент царствования, собранный в 1614 году опять отказался утвердить субсидии королю и вскоре был распущен. Антагонизм между абсолютистскими претензиями Якова и парламентом Англии только усилился.
На протяжении семи лет после роспуска парламента 1614 году король перестал созывать английский парламент. Нехватка денежных средств заставила расширить практику применения феодальных прав короля, начать прибегать к принудительным займам и пойти на сближение с Испанией. Новый парламент был созван в 1621 году. В условиях начала Тридцатилетней войны общины согласились утвердить субсидию королю на поддержку немецких протестантов. Однако взамен они потребовали вступления Англии в войну с Испанией, ужесточения законов против католиков и подчинения внешней политики короля парламентскому контролю. В результате парламент вновь был распущен, а его лидеры арестованы. Это означало крах парламентской политики короля. Государственный долг возрос до астрономической суммы в 1 миллион фунтов стерлингов.
Лишь перед самой смертью короля, в 1624 году четвёртый парламент Якова I утвердил субсидии на войну с Испанией, но обусловил свое согласие установлением парламентского контроля за расходами казны и закрепил право парламента на объявление импичмента высшим должностным лицам страны. Первый импичмент был вынесен лорду-казначею графу Миддлсексу, ответственному за финансовые мероприятия короля.
Ирландский вопрос
Продолжая политику Елизаветы I и опираясь на собственный опыт подчинения гэльских регионов Шотландии, Яков I начал кампанию по массированной английской колонизации Ирландии. В 1607 году граф Тирона и другие лидеры ирландских кланов Ольстера были вынуждены эмигрировать из Ирландии, их владения были конфискованы и распределены между английскими и шотландскими колонистами. На Ирландию было распространено английское право, отменены брегонские законы, гавелкайнд и другие ирландские традиции. Восстание против английской власти в Ольстере в 1608 году было подавлено, в Ирландии были введены разъездные суды, вожди кланов подчинены центральной администрации. Множество ирландцев было выселено из Ольстера, а на их место переселились англо-шотландские колонисты-арендаторы.
Комментарии
Комментарии
первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития
куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»
Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса
российский государственный деятель, занимает пост вице-мэра столицы
руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора
экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования
юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»
российский государственный деятель