Мария Вениаминовна Юдина: биография
Несмотря на признание со стороны вождя, пианистка оставалась бескомпромиссным критиком режима. А когда ей выдали Сталинскую премию, то она пожертвовала ее Православной Церкви на покрытие «бесконечных сталинских грехов». Я. С. Назаров рассказывает: «У меня есть два врага, — говорит Юдина, прибирая со стола после обеда, — крошки и Советская власть». Однако М. В. Юдина, по свидетельству её ученицы М. Дроздовой, «не была диссиденткой… ничего не провозглашала, не писала писем протеста, не звала на демонстрацию».
Исполнительское искусство и творческие связи
Мария Юдина была широко концертирующим исполнителем, выступавшим преимущественно с сольными концертами или в камерном ансамбле (особенно с Квартетом имени Бетховена и Квартетом имени Глазунова). В круг её интересов входила, прежде всего, новейшая русская и мировая музыка: Юдина была первым в СССР исполнителем ряда произведений А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека, Б. Бартока, А. Веберна, О. Мессиана и др.; многолетнее творческое содружество связывало её с C. С. Прокофьевым и Д. Д. Шостаковичем. Вместе с тем Юдина известна как одна из лучших исполнительниц музыки Шуберта, И. С. Баха, Бетховена, Брамса и Моцарта.
Стиль Юдиной — играть всё «под Шуберта»: проникновенно-драматично, певуче, ясно, предпочитая замедленные темпы. Ярким примером подобного предпочтения в интерпретации музыкального произведения является запись Юдиной сонаты № 5 Бетховена. Вряд ли можно назвать такое исполнение аутентичным, но Юдина к этому и не стремилась; ее целью всегда было — вызвать катарсис в душах слушателей. Так что здесь, как и во всём остальном, что делала Мария Вениаминовна, она оставалась учителем.
В фильме «Рихтер непокорённый» Святослав Рихтер вспоминает, что она играла «большую сонату Шуберта — очень хорошо!.. Хотя всё шиворот-навыворот. Она играла Баха во время войны — прелюдию си-бемоль минор — быстро и фортиссимо. И когда Нейгауз потом пошёл её поздравлять в артистическую, он сказал:
— Ну, скажите, пожалуйста! Почему Вы это так играете? Вот так!
— А сейчас война!
Вот, это типичная Юдина: „А сейчас война!“. Но после её концертов у меня болела голова… Она… насилие было какое-то над публикой, страшное насилие. Большой талант была!..»
Мария Вениаминовна Юдина обладала и литературным даром. Она оставила обширную переписку (с И. Ф. Стравинским, П. Сувчинским, К. И. Чуковским, Б. Пастернаком, Карлхайнцем Штокхаузеном и др.), пространные воспоминания о Вл. Софроницком, М.Бахтине, П. Флоренском, Л. Карсавине, Ал. Ухтомском, А. М. Горьком, М. Цветаевой, Б.Пастернаке, К. Паустовском, А. Кочеткове, Н. Заболоцком и др. В памяти слушателей остались рассказы Юдиной о музыке и композиторах, которыми сопровождались её концерты 1960-х гг.
В начале 1930-х гг. Юдина была дружна с известным философом А. Ф. Лосевым.
Иногда считается, что Юдина выведена в романе Лосева «Женщина-мыслитель» в образе Марии Валентиновны Радиной; именно это обстоятельство спровоцировало ссору между Юдиной и Лосевым, окончившуюся разрывом в 1934 году.
Однако по мнению других исследователей, образ Радиной у Лосева не имеет сколько-нибудь существенного сходства с реальной Юдиной, а Лосев не преследовал цель оскорбить или высмеять Юдину.
Публикации
- Лучи божественной любви: Лит. наследие. М.; СПб., 1999.
- Вы спасетесь через музыку. Литературное наследие. М.: Классика-XXI, 2005
- Высокий стойкий дух. Переписка 1918—1945 гг. М.: РОССПЭН, 2006
- Обреченная абстракции, символике и бесплотности музыки. Переписка 1946—1955 гг. М.: РОССПЭН, 2008
- Жизнь полна смысла. Переписка 1956—1959 гг. М.: РОССПЭН, 2008
- В искусстве радостно быть вместе. Переписка 1959—1961 гг. М.: РОССПЭН, 2009
- Дух дышит, где хочет. Переписка 1962—1963 гг. М.: РОССПЭН, 2010
- Нереальность зла. Переписка 1964—1966 гг. М.: РОССПЭН, 2011
О музыканте
- Мария Вениаминовна Юдина: Ст. Воспоминания. Материалы. М., 1978
- Дроздова М. А. Уроки Юдиной. М.: «ИД КЛАССИКА-XXI», 2006
- Пламенеющее сердце. Мария Вениаминовна Юдина в воспоминаниях современников. М.: Автокнига, 2009
- Черников О. Аве Мария или Руки Мадонны // Музыка и время/ № 3-2002; С. 62-65 журнал «Персона» № 3/1998 и журнал «Новый век» № 1/2002
- Черников О. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Издательство: Феникс, 2011 г. Твердый переплет, 224 стр. ISBN 978-5-222-17864-5
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор