Поделиться:

О знаменитости

Роза Эскенази: биография


Послевоенные годы

За годы своей долгой карьеры у Розы сложились хорошие отношения не только с Василисом Тумбакарисом с «Коламбия рекордс», но и с Миносом Матсосом, который незадолго до этого основал Одеон/Парлофон. Благодаря этому, она смогла способствовать успеху многих других известных артистов, в том числе Марики Нину и Стеллы Хаскил. Эскенази ввела их в союз музыкантов «Аллиловойтия» и вскоре они уже работали над записями с Василисом Цицанисом. После войны, в 1949 году, Роза вновь приехала в Патрас, чтобы получить новое удостоверение личности. Кроме того, она дала несколько концертов, но главным событием во время этой поездки стало знакомство с молодым офицером полиции Христосом Филипакопулосом, который был моложе её почти на тридцать лет. Несмотря на разницу в возрасте, между ними вспыхнул роман. Этот роман длился в той или иной форме в течение всей оставшейся Розе жизни. Несмотря на то, что Роза активно гастролировала во всех балканских странах, её первый гастрольный тур по Соединённым Штатам состоялся лишь в 1952. В ходе тура она выступала перед местными греческой и турецкой диаспорами. Спонсором поездки, продлившейся несколько месяцев, был ресторан — бар «Парфенон» в Нью – Йорке. Этот тур стал первым из многих гастрольных поездок за океан. В 1955 году албанский импресарио Айден Лесковику из «Балкан рекорд компани» пригласил её для выступлений и записи пластинки в её родной город Стамбул. Всего она записала для Лесковику около сорока песен, заработав при этом около 5000 долларов. Хотя это была сравнительно небольшая сумма, позже она утверждала, что гонорары за выступления и чаевые составили сумму, в десять раз большую. Вскоре после возвращения из Стамбула на отправилась ещё на два гастрольных тура по Соединённым Штатам, входе которых выступила в Нью – Йорке, Детройте и Чикаго. Пятого июля 1958, во время её второй поездки по США, она вышла замуж за Франка Александера. Судя по всему, брак был чистой формальностью. Он был нужен Эскенази, чтобы получить разрешение на работу в США. Тем не менее, Эскенази любила Америку и переехала бы туда, если бы не другая её любовь к Христосу Филипакопулосу. Чтобы быть рядом с ним, она вернулась в Афины в 1959 году. На деньги, заработанные в Штатах, она приобрела для них обоих большой дом в Кипопули, а также два грузовика и нескольких лошадей. В этом доме они прожили с Филипакопулосом до конца её жизни.

Забвение и новое открытие

Эскенази было уже за шестьдесят, а музыкальная жизнь Греции значительно изменилась с тех пор, когда она начинала свою карьеру более четырёх десятилетий назад. Смирнеико (измирский музыкальный стиль) и ребетико утратили популярность и она, так же, как и другие мастера этих жанров, была вынуждена довольствоваться случайными выступлениями на сельских праздниках и других мелких торжествах. Хотя Эскенази и записала в последующие годы несколько песен, это были в основном повторные записи её старых, хорошо известных хитов, сделанные на второстепенных фирмах грамзаписи в Афинах. Лишь в конце шестидесятых вновь проснулся определённый интерес к её раннему творчеству. RCA записала две сорокапятиминутных пластинки, включавших четыре песни Эскенази (в том числе «Сабах аманес») в сопровождении пианиста Димитриса Манисалиса, но они были выпущены лишь ограниченным тиражом. Всё изменилось, однако, в последние дни военной диктатуры в начале семидесятых, у греческой молодёжи неожиданно появился интерес к старым городским песням. В связи с этим вышло несколько важных сборников. Одним из наиболее известных был сборник из шести записей музыки ребетико «Ребетики история». Всего было продано несколько сотен тысяч пластинок с этим сборником. После десяти с лишним лет забвения Роза Эскенази, которой было уже за семьдесят, вновь стала звездой. Основным отличием этого десятилетия от раннего периода её карьеры были частые выступления на телевидении. Роза быстро приспособилась к новой форме выступлений и приняла участия в нескольких телевизионных шоу. В 1973 о ней был снят короткометражный документальный фильм «К бузуки» (режиссёр Василис Марос), а в 1976 она приняла участие в телепередаче вместе с Харис Алексиу, в которую вошли несколько интервью и песен. Было и ещё несколько выступлений на телевидении. В эти годы Роза не теряла связи с ночными клубами Греции, выступая в еженедельном шоу в ночном клубе «Темелио» в Плаке. Поскольку к тому времени оставалось лишь несколько певцов, продолжавших выступать в стиле ребетико, и одной из них была Эскенази, артисты и музыковеды стали изучать её манеру, которая считалась «аутентичной». Это оказало глубокое влияние на новое поколение исполнителей, в том числе на Харис Алексиу (вместе с которой она выступила на телевидении) и на Гликерию. Трагедия состояла в том, что в отличие от музыкантов и исследователей, очарованных её дарованием, а также рассказами о музыкальном мире прошлого, широкая публика была в меньшем восторге и рассматривала Эскенази скорее как экзотического персонажа. Несмотря ни на что, она продолжала выступать. Её последний концерт состоялся в сентябре 1977 в городе Патрас. Поклонники всех возрастов пришли, чтобы увидеть, как она поёт и танцует, почувствовать музыкальный колорит прошлого.

Последние годы

Последние годы жизни Эскенази провела вместе с Христосом Филипакопулосом в тиши своего дома в Кипуполи. Несмотря на то, что по происхождению она была еврейкой, в 1976 году Роза Эскенази перешла в православную веру и получила новое имя Розалия Эскенази. Через два года у неё начали проявляться симптомы болезни Альцгеймера. Порой она не могла найти дорогу к своему дому. Летом 1980 она подскользнулась, будучи дома, и сломала бедро. С этой травмой она провела в больнице три месяца, а не отходивший от неё Христос, немедленно исполнял все её пожелания. Она быстро вернулась домой, но вскоре вновь оказалась в частной клинике с инфекционным заболеванием. Там она и скончалась второго декабря 1980 года. Роза Эскенази была похоронена в могиле без надгробия в деревне Стомио в Коринфии. В 2008 году деревенская комиссия по культуре организовал сбор средств, на которые был установлено скромный надгробный камень с надписью «Роза Эскенази, артистка».

Биографии

В 1982 году, через два года после смерти певицы, Костас Хацидулис опубликовал небольшую книгу воспоминаний ???? ??? ??????? («То, что я помню»), основанную на интервью, которые Эскенази дала в последние годы жизни. В книге содержалось множество фотографий, в основном относившихся к раннему периоду творчества Розы. В 2008 году режиссёр Рой Шер из «Шер продакшенз» начал работу над музыкальным документальным фильмом под названием «Моя сладкая канарейка», рассказывающем о жизни и творчестве Розы Эскенази. В этом фильме, созданном совместно киностудиями разных стран, рассказывается о трёх молодых музыкантах из Греции, Турции и Израиля, которые отправляются на поиски самой знаменитой и любимой в Греции исполнительницы ребетико. Выход фильма на экраны запланирован на весну 2011 года.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора