Поделиться:

О знаменитости

Эмиль Эннекен: биография


Эмиль Эннекен биография, фото, истории - французский критик

французский критик

Известным Эннекена сделала его книга «La critique scientifique» (русский перевод — «Опыт построения научной критики», СПб., 1892), в которой он устанавливает основные принципы «эстопсихологического» метода исследования литературных явлений.

Эннекен исходит из того, что литературные произведения следует рассматривать с трёх точек зрения: эстетической, психологической и социологической. Исследователь литературы должен прежде всего выяснить особенности эмоций, возбуждаемых данным произведением, и средства (язык, персонажи, сюжет, композиция и т. д.), которыми они вызываются; затем обрисовать свойства психики писателя, находящие свое объяснение в особых свойствах его мозга, и наконец установить связь, существующую между художником и обществом.

Эннекен утверждает, что художник не зависит от общественной жизни. Полемизируя с Тэном, он указывает на то, что одна и та же эпоха давала совершенно разных писателей (например, Л. Толстой и Достоевский), даже одна и та же среда (Еврипид и Аристофан и др.); писатель часто ничего общего со своей эпохой и средой не имеет.

Центр тяжести не в них, породивших того или другого художника, а в его таланте. С его появлением начинается «игра притяжений и отталкиваний». Связь художника с обществом заключается лишь в наличии у художника почитателей, поклонников. С точки зрения Эннекена, те произведения оказывают воздействие, которые воплощают психические особенности, однородные с психическими особенностями читателя. По памятникам искусства можно восстановить психологию общества, но не потому, что общественная среда обусловливает их появление, а вследствие того, что они группируют вокруг себя людей, родственных по складу психики.

В игнорировании вопросов генезиса литературных явлений и заключается слабость теории Эннекена. Говоря о взаимоотношениях писателя и его почитателей, Эннекен однако принужден признать, что то или другое отношение читателя к произведению обусловлено опытом, то есть теми условиями, в которых читатель живёт. Что с точки зрения дворянина — реально, правдиво, то с точки зрения рабочего представляется фальшивым, ложным, и следовательно нехудожественным, — признанием этого Эннекен по существу сам в значительной мере разрушает свои построения.

Если восприятие произведения зависит от условий жизни, то и сама «родственность душ» есть результат этих условий. С другой стороны, если известная психическая организация читателей создается условиями общественной жизни, среды, то нет основания делать исключение и для психической организации писателя. Эннекен в своей критике тэновской теории влияния общественной среды на художника открыл её наиболее уязвимые пункты (недифференцированность понятия «общественная среда»).

Первая задача эстопсихологического изучения — это анализ составных частей произведения: того, что оно выражает, и способа выражения. Вторая — это построение на основе научной психологии психо-физиологической гипотезы, уясняющей при посредстве данных, добытых указанным анализом, интеллект, выражением которого эти данные являются. Наконец — исследователь рассматривает всякое произведение как выражение психологии тех, кому оно нравится. При всей социологической неточности этих формулировок в них ценно главное: Эннекен идет к общественной психологии. В основе его психологического изучения лежит анализ поэтического произведения, того, что оно выражает, и способа выражения. Это сближает методологию Эннекена с научным литературоведением.

Теория Эннекена вызвала в свое время интерес среди русских литературоведов. Убедительной критике подверг её К. К. Арсеньев. Идеи Эннекена развил Н. А. Рубакин в библиопсихологическом труде «Психология читателя и книги». Эстопсихологические идеи Рубакина, в свою очередь, развивал Ю.А. Сорокин и В.П. Белянин, которые проводили психолингвистические эксперименты по верификации гипотезы Рубакина-Геннекена о психологическом сходстве читателя и писателя.

Библиография

  • Ecrivains francis?s (характеристики Диккенса, Эдгара По, Гейне, Достоевского, Толстого), P., 1889 и «Quelques ?crivains fran?ais», P., 1880, вышедшие уже после его смерти.
  • Арсеньев К. К. Новый опыт построения научной критики, «Вестник Европы», 1888, XI
  • Арсеньев К. К. Научная критика и её применение, «Вестник Европы», 1889, V/
  • Евлахов А. М., Введение в философию художественного творчества, т. III, 1914 (гл. об эстопсихологическом методе)/
  • Архангельский А. С. Введение в историю русской литературы, т. I, П., 1916, стр. 96—104.

В статье использован текст Михаила Храпченко, перешедший в общественное достояние.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора