Роберт Шуман: биография
В оратории «Рай и Пэре» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844—1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).
В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845—1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841—1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.
Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, — пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба они воплощали черты характера одного композитора.
Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».
Память
- Памятники
-
Бюст Роберта Шумана
-
Памятник Р. Шуману в Цвиккау
-
Могила Роберта и Клары Шуман
- Монеты и почтовые марки
-
К 200-летию со дня рождения композитора (2010) в ФРГ была выпущена памятная серебряная монета номиналом 10 евро
-
Почтовая марка ГДР, посвящённая Р. Шуману, 1956, 20 пфенингов (Михель 542, Скотт 304)
-
Почтовая марка СССР, 1960 год
Основные произведения
Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.
Для фортепиано
- Вариации на тему «Abegg»
- Бабочки, соч. 2
- Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
- Карнавал, ор. 9
- Три сонаты:
- Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
- Соната № 3 фа минор, ор. 14
- Соната № 2 соль минор, ор. 22
- Фантастические пьесы, ор. 12
- Симфонические этюды, ор. 13
- Детские сцены, соч. 15
- Крейслериана, ор. 16
- Фантазия до мажор, ор. 17
- Арабески, ор. 18
- Юмореска, ор. 20
- Новеллетты, ор. 21
- Ночные пьесы, op. 23
- Венский карнавал, ор. 26
- Альбом для юношества, ор. 68
- Лесные сцены, op. 82
- Пёстрые листки, op. 99
Концерты
- Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
- Konzertst?ck для четырёх валторн и оркестра, op. 86
- Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
- Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
- Концерт для скрипки с оркестром, 1853
- Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134
- Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, op. 73
- M?rchenerz?hlungen, Op. 132
Комментарии
Комментарии

Истории
Рояль для несуществующего лорда. Роберт Шуман