Поделиться:

О знаменитости

Иван Николаевич Шульга: биография


С 1920 года в Херсоне преподавал рисование в Херсонской учительской семинарии (ныне Херсонский государственный университет). Херсонский художник Г. В. Курнаков (ему И. Шульга в 1922 году передал свою должность в учительской семинарии) в своих воспоминаниях отмечал, что Шульга был скромным, выдержанным и серьёзным человеком. Жил он на ул. Военный проезд. Его квартира до предела была заполнена картинами, эскизами, книгами по искусству. Часто приходили туда способные ученики, и художник дополнительно проводил с ними занятия. В тяжёлые годы разрухи и голода мастеру приходилось выезжать в сёла, и там он писал портреты крестьян, пейзажи в обмен на продукты. Красота родного края вдохновляла на творчество молодого живописца ставшего со временем признанным мастером кисти.

Тема индустриализации и коллективизации страны (1923—1940 гг.)

Западная Украина (Восточная Галиция и Западная Волынь), после проведения формального референдума, 28 сентября 1939 года была включена в состав Украинской ССР. В эти предвоенные для СССР годы (1939—1940 гг.) художник ездил по Западной Украине для сбора материалов для картин. Поездка в Западную Украину открыла новый этап в творчестве
И. Н. Шульги. Красота природы и жизнь самобытного народа вдохновили его на создание серии работ о жизни, быте, этнографии, и природе во вновь воссоединёном регионе Украины: «Пацификация Западной Украины.» Эскиз. 1939 г.; «Встреча первого советского танка в Прикарпатье.» Этюд. 1939 г.; «В Карпатах» 1940 г.; «Гуцульские ворота.»; «Этюд гуцула и гуцулки» 1940 г.; «На Станиславщине.» 1940 г.; «Во Львове»; «Львовский Базар» 1940 г.; «Возле памятника Мицкевичу во Львове» 1940 г.

Война и творчество в эвакуации (1941—1945 гг.)

В августе 1941 года в Харькове, незадолго до оккупации города, художник принял участие в художественной выставке «Героическое прошлое народов СССР». (Оборонная выставка, открыта в галерее Т. Г. Шевченко).

В годы войны Иван Николаевич вынужден покинуть Харьков, он эвакуируется в Уфу. В 1941—1943 гг. в Уфе (Башкирская АССР) в эвакуации находились Правительство, Академия наук, Союзы писателей, художников Украинской ССР. Как член Союза советских художников УССР, И. Н. Шульга эвакуируется в сентябре 1941 г. в Уфу. В Уфе с 1941 г. работал в институте общественных наук Академии Наук УССР, впоследствии в 1942 г. реорганизованном в институт народного творчества и искусства при Академии Наук УССР. Одновременно много творчески работал. Находясь в эвакуации художник кистью и карандашом боролся с врагом: «Рукопашный бой» (1942 г.), «Бой», «Разгром немцев. Эскиз», «Наши вернулись» (1942 г.). Глубоким страданием проникнуто произведение — «Дорогами войны» (1943 г.). В аквареле — «Бой красной конницы с немецкими фашистами» (1942 г.), художник описал подвиг конногвардейцев 1-го гвардейского кавалерийского корпуса им. Совнаркома УССР (конница усиленная танками), заставивших повернуть вражеские танки вспять в самый напряжённый период обороны Москвы, где военным комиссаром корпуса был член Военного Совета 69-ой армии, 2-го Украинского фронта, генерал-лейтенант А. В. Щелаковский (работавший в послевоенное время военкомом Харьковской области), с которым художник был знаком с довоенных времён в Харькове. Тесные связи с жизнью Башкирской АССР, обусловили появление серии портретов, портретных этюдов и пейзажей. К этому времени и принадлежат очень интересные графические работы Шульги написанные с натуры: «О. В. Лепешинская. Балерина» 1941 г. (к 1941 году относится знакомство художника и Ольги Васильевны Лепешинской, переросшее затем в их многолетнюю дружбу); «Академик А. А. Богомолец» 1942; «Академик А. В. Палладин» 1943 г.; «Академик В. И. Заболотный» 1943 г. Наряду с портретами Шульга написал в это время ряд интересных пейзажей Уфы и реки Белой: «На околице. Уфа», «За Уфой», «В Уфе», «Вид на реку Белая. Уфа» 1942 г. В августе 1942 г. участвовал в Выставке произведений группы украинских художников (К сессии АН УССР) в Уфе, а в ноябре 1942 г. — феврале 1943 г. в Юбилейной выставке произведений украинских художников к 25-летию образования УССР в Уфе и Москве. Ещё в годы учёбы в Академии художеств художник обращается к славному историческому прошлому — «Поход запорожцев» (1915—1917 гг.), «Смерть Тараса Бульбы» (1916 г.). В самые трудные годы войны в Уфе он возвращается к этой теме. Вносит свой вклад в развитие исторического жанра в украинской советской живописи. У него рождается замысел создания цикла больших исторических полотен. Историческая тема нашла своё воплощение в произведениях, посвящённых Национально-освободительной войне украинского народа — восстанию Хмельницкого и Переяславской Раде: «Вручение Богдану Хмельницкому грамоты от московских послов» (1943 г.); «Переяславская Рада» (1944 г.) — в картине показан старшинский совет запорожского казачества во главе с гетманом Войска Запорожского Б. Хмельницким, состоявшийся 6 января 1654 г. в Переяславе; «Казачья песня» (1945 г.). Эти живописные полотна побуждают размышлять о судьбах нации, о роли личности и народа в истории, о единении в годы страшных испытаний.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора