Биография
Владимир Белокуров родился 25 июня (8 июля) 1904 года в селе Нижний Услон (ныне - Верхнеуслонский район Татарстана, Россия), (по другим источникам - в Казани), в многодетной семье сельского священника. Учился в казанской гимназии, затем работал униформистом в местном цирке, затем в оперетте у антрепренёра Григория Розенберга.
Казанский драматический театр
В 1918 году окончил театральное отделение Высшего института народного образования в Казани. После окончания института работал в труппе И. Н. Певцова в Казанском драматическом театре (ныне Казанский академический русский Большой драматический театр имени Качалова). Дебютировал в пьесе Д. C. Мережковского «Павел I», в роли поручика Долгорукого.
В 1920 году поступил в Казанскую губернскую драматическую студию при Большом драматическом театре под руководством З. М. Славяновой, после окончания которой был принят в труппу Казанского Большого друматического театра. В это же время начал преподавать в Татарском театральном техникуме.
В 1919—1923 годах в казанском театре Владимир Белокуров сыграл Костылёва в «На дне» М. Горького, Яшу в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова, Шприха в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, Кудряша в «Грозе» А. Н. Островского.
В 1924 году уехал из Казани в Москву.
Театр Революции. Начало работы в кино
В возрасте 20 лет Владимир Белокуров перебрался в Москву и поступил в Театр имени МГСПС — будущий Театр имени Моссовета. Однако проработал меньше года, и осенью 1924 года перешёл в Театр Революции (ныне Московский академический театр им. Вл. Маяковского), который к этому времени уже покинул В. Э. Мейерхольд, но где всё ещё шли поставленные им пьесы. Белокуров сыграл в одной из них — роль Белогубова в «Доходном месте» Островского, за что был отмечен рецезентами и самим Мейерхольдом. Следующим важным этапом в работе артиста стало сотрудничество с режиссёром А. Д. Поповым: Белокуров получил хорошие отзывы за исполнение ролей партийца Андрона в «Моём друге» Н. Ф. Погодина и Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Шекспира.
В Театре Революции Владимир Белокуров прослужил 12 лет, сыграл более тридцати ролей, в основном в пьесах современного репертуара. В это время он начал заниматься педагогической деятельностью в театральной школе юниоров и в училище при Театре Революции, а также сниматься в кино. Первой его киноработой стала роль аудитора-заики в фильме Василия Фёдорова «Мёртвый дом» (1932), снятому по роману Ф. М. Достоевского.
МХАТ
В 1936 году Владимир Белокуров пришёл в Московский художественный академический театр, где проработал всю оставшуюся жизнь. Всего во МХАТе Белокурову довелось сыграть 51 роль. Одна из первых ролей нового артиста — Лёнька в «Земле» Н. Е. Вирты — обратила на себя внимание, и Белокурова начинают вводить в текущий репертуар. Среди первых ролей Белокурова во МХАТе — Отшельников в «Половчанских садах» Л. М. Леонова (1938). В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1940) Белокуров воплотил образ победителя-подлеца Молчалина. Среди других ролей — Родэ («Три сестры» А. П. Чехова, 1940).