Поделиться:

О знаменитости

Чжоу Фан: биография


Чжоу Фан биография, фото, истории - китайский художник периода Тан, работавший в 780—910 годы

китайский художник периода Тан, работавший в 780—910 годы

Биографические сведения о Чжоу Фане сохранились благодаря трактату «Записки о прославленных художниках династии Тан» Чжу Цзинсюаня, критика, жившего в IX веке. Го Жосюй в своём труде, написанном в XI веке лишь повторяет описание Чжу Цзинсюаня.

Чжоу Фан родился в танской столице Чанъани в аристократической семье, представители которой занимали высокие должности в империи. Будучи сыном знатного сановника, он вращался в кругу правительственных советников и канцлеров. Его старший брат Хао отличался воинской доблестью и сопровождал танского генерала Гэшу Ханя во время его похода на туфаней. Благодаря своим воинским талантам Хао вскоре был приближен к императору и назначен командиром императорского эскорта. Далее Чжу Цзинсюань описывает события так: «Когда император Дэ-цзун перестраивал храм Чжанцзинсы, он призвал Хао и сказал: «Твой брат Фан искусен в живописи, мы желаем поручить ему нарисовать богов для храма Чжанцзинсы. Извести его особо о нашем желании». Император Дэ-цзун правил в 780-805 годах. Судя по всему, Чжоу Фан к тому времени был уже известным художником. Исследователи предполагают, что он родился приблизительно в 730-40 годах, и вероятно, сделал неплохую административную карьеру; Чжу Цзинсюань сообщает, что он служил военным губернатором в Сюаньчжоу. Параллельно со службой он занимался живописью.

Другой древний историк живописи, Чжан Яньюань (ок. 815 – ок. 875) в своих «Записках о знаменитых художниках всех времён» так описывает становление искусства Чжоу Фана: «Сначала Чжоу Фан подражал живописи Чжан Сюаня, но потом стал сильно отличаться. Он ушёл далеко в своём стиле, посвятив всё своё искусство портретированию богатых и знатных людей, и сторонился (всякого упоминания о) простой деревенской жизни. Рисунок одежды у него прост, но силён, а цвет мягок и искусен».

В свою эпоху он был известен в первую очередь как художник-монументалист, расписывавший буддийские храмы. Чжу Цзинсюань приводит тому несколько свидетельств: «В Чанъани по сию пору имеется созданная Фаном картина бодхисаттвы Авалокитешвары, созерцающего отражение луны в воде. Люди в то время говорили, что нарисованные Фаном картина с изображением шествия монахов перед залом Будды в храме Даюньсы и два божества на стене зала Будды в храме Гуанфусы не имели равных в целом свете. Когда Фан служил на посту военного губернатора Сюаньчжоу, он нарисовал изображение Небесного владыки севера в храме Чаньдинсы, потому что этот бог являлся ему во сне». Однако все его росписи погибли во время гонений на буддизм в середине IX века, и в истории китайского искусства он остался известен как непревзойдённый мастер изображения женщин, поскольку он был художником, достигшим высот в этом жанре. Традиция также приписывает ему создание первых эротических картин.

Чжоу Фан был очень искусен и в портретном жанре. Чжу Цзинсюань рассказывает исторический анекдот о том, как однажды помощник канцлера Чжао Цзун приказал Хань Ганю написать его портрет. Все были в восторге от созданного. Позднее он попросил написать свой портрет Чжоу Фана. Когда приехала супруга Чжао Цзуна, она, осмотрев портреты, сказала, что второй лучше. А на вопрос «почему?», ответила: « В первом портрете передан только облик помощника канцлера Чжао, во втором же схвачен его дух и то, как он выглядит, когда говорит и смеется».

Произведения Чжоу Фана сохранились только в позднейших копиях. Среди этого наследия наиболее известны четыре свитка с изображениями придворных дам. Это «Дама с веером» (Гугун, Пекин), «Придворные дамы слушающие игру на цине» (Музей Нельсона-Аткинса, Канзас Сити), «Придворные дамы, играющие в нарды» (Галерея Фрир, Вашингтон) и «Придворные дамы с цветами в причёсках» (Музей провинции Ляонин, Шэньян).

Пекинский свиток, длиною более двух метров, не вполне оправдывает репутацию Чжоу Фана, как превосходного мастера женских изображений. На шёлке написан повседневный быт императорского гарема и 13 персонажей: девять императорских наложниц, две служанки и два евнуха. Все они заняты каким-либо повседневным делом. Одна из наложниц немолода, но более роскошно одета, рядом с ней евнух, держащий опахало; вероятно, она имеет более высокий статус в гареме. Сама живопись довольно проста, если не примитивна, персонажи изображены схематично, в картине нет настроения, просто передан быт гарема.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Августин Блаженный Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора