Биография
Иван Арсентьевич Чернец родился 19 января 1920 года в селе Троицкое Любашёвского района Одесской области Украины, в семье крестьянина. Украинец.
Окончил Одесское мореходное училище. Работал механиком на Николаевском судостроительном заводе. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Черниговское военно-авиационное училище.
Зимой 1941 года участвовал в оборонительных воздушных боях на Дону в составе истребительной авиации ПВО, воевал на И-16. В составе истребительного звена сбил бомбардировщик противника «Дорнье — 217» (Dornier Do 217). Был сбит, в течение месяца в крайне истощенном состоянии выходил из вражеского тыла. Летом 1942 года участвовал в подготовке десантно-разведывательных групп для заброски в тыл противника в качестве лётчика учебного центра. Участвовал в боях при отступлении летом 1942 года.
В ноябре 1942 года прибыл 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк и был зачислен в эскадрилью В. Б. Емельяненко. С декабря участвовал в боевых вылетах, полк вел боевую работу на Северном Кавказе. Воевал на самолете Ил-2 (определённое время — боевой самолет с бортовым номером 13, вошедший в литературные произведения). В начале января 1943 года, после удачного вылета на поддержку отбивающей контратаки пехоты сумел посадить поврежденный самолет на одно шасси. В одном из следующих вылетов сбил Ме-109, выскочивший под пушки штурмовика. 20 января 1943 года был тяжело ранен. Теряя сознание, посадил поврежденный самолет в горах Черкессии (район хутора Николаевский, 30 км от г. Черкесск). Местными жителями был найден, извлечен из искорёженных обломков самолета и доставлен в госпиталь. Несколько месяцев пролежал с перебитой ногой и ранением области глаза.
В свой полк вернулся в октябре 1943 года, добился разрешения летать. Участвовал в боевых вылетах на поддержку десанта на Керченский полуостров. 9 декабря во время боевого вылета в районе Эльтигена самолет Чернеца был подбит зенитной артиллерией. Лётчику и тяжело раненому стрелку пришлось противостоять на смертельно поврежденной машине истребителю ПВО противника, и вследствие данного воздушного боя был пробит и воспламенен топливный бак, находящийся перед кабиной пилота. Иван Чернец дотянул объятый пламенем штурмовик до песчаной косы на таманском берегу. Обожженных и раненых лётчика и стрелка спасли наши пехотинцы. Сильные ожоги 3-й и 4-й степени, то есть с обугливанием не только тела, но и костей, повреждение черепа, сотрясение мозга снова приковали лётчика на несколько месяцев к госпитальной койке.
Вновь «воскресший из мертвых» Чернец, как писал в своих мемуарах Емельяненко, вернулся в свой полк летом 1944 года, когда бои шли уже на территории Белоруссии. Опытный лётчик стал водить группы штурмовиков, осенью был назначен командиром звена.
К декабрю 1944 года совершил 105 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в результате чего были уничтожены и повреждены 21 танк, 63 автомашины, 9 железнодорожных эшелонов, 85 вагонов, 15 цистерн, 35 орудий, 27 зенитных точек. В 6 воздушных боях сбил 2 вражеских самолета.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старшему лейтенанту Чернецу Ивану Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5322).
Трагедия
Через несколько дней после присвоения ему звания Героя Советского Союза, Чернец в составе группы лётчиков был направлен в тыл для получения новых штурмовиков Ил-10. Здесь, в тылу, он совершил поступок, перечеркнувший его фронтовые заслуги.
Надо отметить, что содержание уголовного дела по существу вызывает сомнения по сей день, потому что отчаянный героизм, рыцарское отношение к жизни было неотъемлемой частью характера Ивана Чернеца, и в его жизни всегда, даже в самые тяжелые минуты между жизнью и смертью присутствовало то самое глубокое человеческое, личностное начало, которое позволяло сохранить человеческое достоинство и с честью перенести все самые тяжелые испытания, уготованные судьбой.