Биография
Был женат дважды, причем от первого брака(г.Москва)у него осталось две дочери(единственные его дети Марина и Елена),которых он бросил вместе со своей женой в г.Выборге и уехал от туда с местной медсестрой в г.Ивангород.
Детство и война
Детские годы прошли в украинском городе Свердловске.
В 1939 году одновременно с десятилеткой окончил двухгодичные курсы пилота в аэроклубе, где научился летать на тогда знаменитом «У-2».
В 1940 году поступил в Ленинградское военно-морское авиационное училище имени С. Леваневского. В училище 17-летний Цупко осваивал самолеты-разведчики «Р-5», «Р-10» и «МБР-2».
Выпуск Ленинградского авиаучилища был намечен на 22 июня 1941 года, но был отменен из-за начала войны. После этого в группе самых сильных выпускников Павел был направлен в Ейское летное училище, где переучивался на новый пикирующий бомбардировщик Пе-2. Через месяц с ухудшением обстановки на фронте Цупко был выпущен лейтенантом и отправлен воевать в пикировочно-бомбардировочный авиационный полк на Балтийский флот.
Всего в годы войны летчик-торпедоносец Цупко совершил более 250 боевых вылетов, в основном по уничтожению немецких военных кораблей. Находился в составе боевых частей Черноморского, Балтийского и Северного фронтов, принимал участие в обороне Ленинграда, Севастополя, Заполярья. Был трижды тяжело ранен. Одно из ранений Цупко получил в июне 1942 года под Севастополем, где в очередном вылете его самолет был подбит вражеским снарядом. От смерти спасла высота — 150 метров, перед землей самолет вышел из повиновения и рухнул. Свою перебитую руку и другие тяжелые раны лечил в Моздоке, в госпитале Куйбышева, а затем — снова бомбардировочный авиаполк и боевые вылеты.
В 1943 году Цупко зачислили в спецгруппу Главного Управления Авиации ВМФ СССР, в которой пробыл до конца войны. Группа занималась перегонкой американских самолетов, которые поступали в СССР по ленд-лизу, из восточной Сибири в боевые флотилии. В будущем писатель Цупко посвятит работе перегонщиков повесть «Украденная юность», которая будет опубликована в 1998 году.
О перегонке самолетов Павел Иванович вспоминал: «Условия для перегонки самолетов были тяжелыми. Не хватало хороших аэродромов, обеспечения, средств связи, порой отсутствовали полетные карты, аэрометеорологическая служба только создавалась. Да и американские самолеты — это не наши, привычные. Летать, не зная погоды, да на чужом самолете — это что идти с завязанными глазами по краю пропасти».
Послевоенная служба
В послевоенное время, оказавшись в Москве, Павел Цупко выполнял спецзадания правительства, затем с 1947 по 1954 год прослужил на Черноморском флоте.
В 1957 году заочно окончил Ленинградский Высший военно-педагогический институт имени М.И. Калинина, работал в Выборге лектором.
В 1964 году уволился в запас подполковником.
С 2000 года — полковник в отставке.
В запасе
После увольнения из ВМФ Цупко по настоянию властей помогал поднимать Выборгский морской порт, который стал одним из лучших в стране. В Выборге его постоянно нагружали работой. В общей сложности он участвовал в 112 различных комиссиях как председатель и заместитель. Чтобы освободиться от нагрузок, в 1975 году переехал в эстонский город Нарву, потом оказался в соседнем Ивангороде.