На процессе приговорена к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение; освобождена по медицинским показаниям (рак горла) и вскоре после освобождения покончила с собой в больнице.
Сама Цзян Цин скрывала ряд фактов своей биографии, а иногда жестоко устраняла свидетельства. Когда «Банда четырёх» была разоблачена, началась кампания по поиску порочащих её материалов. Поэтому по биографии Цзян Цин существуют немало противоречивых материалов, в которых не сходятся даты и факты. Кроме того про Цзян Цин ходило большое количество слухов и домыслов, о ней было написано огромное количество книг, снято фильмов, её образ стал нарицательным как образ жестокой и хитрой женщины, пробивающей путь наверх любыми средствами.
Ранние годы
Ли Шумэн родилась в городе Чжучэн провинции Шаньдун в 1914 году. Мать у неё была куртизанка, детство она провела в домах её богатых любовников. После двух неудачных браков она поступила работать библиотекарем в университет Циндао (1931—1934), несколько месяцев проучилась в университете в Шанхае, где изучала литературу и драматургию.
Актёрская деятельность
Под именем Лань Пин («голубое яблоко») она стала профессиональной актрисой.
Она работала актрисой в шанхайских театрах и снималась в кино. В частности она играла роль Норы в пьесе «Кукольный дом» Генрика Ибсена. Немало её ролей были достаточно серьёзными, хотя ей доводилось также сниматься в развлекательных кинопостановках.
Карьера её прервалась в 1938, когда она бросила своего очередного любовника, немолодого актёра и критика Тан На, а также двух своих детей, после чего Тан На предпринял попытку самоубийства. История широко освещалась в газетах.
Позднее детали о своей жизни в Шанхае она тщательно скрывала, уничтожала документы и устраняла людей, знавших её лично.
Жена Мао Цзэдуна
В 24 года она покинула сцену и стала детально изучать марксизм. Интерес к коммунизму она проявила ещё в 1931, позже вступила в партию. В 1938 она направилась в Яньань, где познакомилась с Мао Цзэдуном и стала его четвёртой женой. Она стала регулярно посещать лекции Мао и выступать на представлениях пекинской оперы, потом они стали тайно встречаться, ранее Мао Цзэдун отправил свою жену Гуйюань в СССР на лечение. А 1939 они поженились, к тому моменту был оформлен развод Мао с предыдущей женой. В 1940 у них родилась дочь.
Руководящая деятельность
Министр культуры
В середине пятидесятых годов она получила должность Министра Культуры Китая. С её именем связывают также процессы по ликвидации китайских традиционных культурных ценностей и травле творческой интеллигенции.
По её инициативе стали повсюду ставиться революционные оперы и революционные балеты, которые венчали собой явления «нового искусства».
Первые пробы проводились в 1964 году, незадолго до Культурной революции. Революционные оперы создавались по образцу традиционных пекинских опер с новым содержанием. Театральные круги Пекина воспринимали эксперименты Цзян Цин крайне отрицательно.
Культурная революция
Значительную роль приобрела Цзян Цин с начала Культурной революции в 1966. Одним из первых процессов Культурной революции стала критика пьесы «Разжалование Хай Жуя», она входила в число организаторов кампании.
Она приняла участие в гонениях на Лю Шаоци и Дэн Сяопина и в партийной борьбе с ревизионистами и идущими по «капиталистическому пути», она организовывала первые отряды хунвэйбинов и нередко направляла их на погромы. В то время её авторитет был очень высок.
Заведуя культурой, она организовывала чистки репертуаров театров, кинофильмов, песен и радиопередач. В какой-то момент Культурной революции после её чисток в прокате остались буквально единицы «образцовых» произведений — романов, книг, песен, кинофильмов.