Биография
Родился в местечке Корма, Могилёвской губернии, на берегу Днепра в хасидской семье, получил образование в духе Хабада. Первоначальное образование получил в хедере и у своего отца, Агарона-Элиэзера, обладавшего обширными познаниями в еврейской религиозной литературе. Уже в возрасте 11 лет Цейтлин приобрёл славу юного гения (иллуй). Самостоятельно изучил средневековую еврейскую философию, светские науки и литературу Хаскалы.
В 1887 году, когда Гилелю было 16 лет, его отец разорился, и он был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Некоторое время скитался как меламед по маленьким местечкам Белоруссии, в 1901—1904 гг. преподавал в городе Рославль Смоленской губернии. В Гомеле Цейтлин сблизился с кружком местной интеллигенции, в который входили И. Х. Бреннер, У. Н. Гнесин и др. В это время Цейтлин начинает заниматься литературной деятельностью.
В 1903 году он становится постоянным сотрудником санкт-петербургской газеты на иврите «Ха-Зман», а позже и членом её редколлегии. Благодаря ярким выступлениям на страницах газеты молодой публицист быстро приобретает популярность в среде российского еврейства.
Около 1906 года Цейтлин возвратился к соблюдению заповедей Торы и со временем стал одним из крупнейших еврейских религиозных философов своего времени.
В 1907 Гилель Цейтлин поселился в Варшаве, где в течение всей жизни сотрудничал в газетах на идиш: «Хайнт» и «Момент».
В этот период дом Цейтлина в Варшаве стал местом встречи еврейских интеллектуалов, принадлежавших к различным философским и политическим течениям.
В 1942 году, облачённый в талит и тфилин, Гилель Цейтлин скончался в эшелоне, увозившем евреев в лагерь смерти Треблинку.
Почти вся семья Гилеля Цейтлина погибла во время Холокоста. Уцелеть удалось лишь его сыну, Аарону. Весной 1939 года он, популярный варшавский поэт и драматург, был приглашён в Нью-Йорк для постановки одной из его пьес и назад уже вернуться не смог. Узнав, по окончании войны, о гибели отца, Аарон принял американское гражданство. Был сотрудником нью-йоркской ежедневной газеты «Моргн журнал» и профессором еврейской литературы в Еврейской теологической семинарии. Аарон Цейтлин оказал значительное влияние на еврейскую культурную жизнь в послевоенной Америке.
Творческое наследие
Первая крупная философская работа Цейтлина — «Ха-тов ве-ха-ра» («Добро и зло») — была опубликована на иврите в 1899 («Ха-Шиллоах», № 5) и вскоре переведена на идиш. В ней Цейтлин проводит всеобъёмлющий анализ понимания добра и зла в истории всех мировоззрений.
В 1900 году Цейтлин опубликовал монографию о Барухе Спинозе. В 1905 вышла его книга о Ницше. По словам Цейтлина, у Ницше под маской безбожника скрывался «страстный, вплоть до помешательства, искатель Бога».
Погромы, прокатившиеся по югу России в 1903-м и 1905—1906 годах потрясли Цейтлина, и в 1905 году он опубликовал работу «Аль ха-зевах» («О жертвоприношении» или «О резне»), в которой выразил глубокую тревогу по поводу судьбы еврейского народа. Цейтлин подчёркивал значительную разницу между высокими идеями сионизма и той печальной действительностью, в которой еврейский народ находится в диаспоре, страдая от бедности, голода и преследований.