Большая часть работ Хэвлока посвящена одному тезису , гласящему, что вся Западная философия образована на глубоком сдвиге в характере идей, ставших доступными людям под влиянием перевода древнегреческой философии из устной формы в письменную. Эта идея сильно оспаривалась в классических исследованиях и была отвергнута как многими современниками Хэвлока, так и новыми классиками. Тем не менее, его идеи имеют большое влияние в классических исследованиях и академических кругах. Хэвлок и Уолтер Онг (который сам был под сильным влиянием Хэвлока) существенным образом повлияли на создание бессистемной области исследований, изучающих переход от устных идей к литературным и Хэвлок является самым цитируемым специалистом в этой научной сфере. Как исследование коммуникаций, его работа оказала глубокое влияние на информационные теории Гарольда Инниса и Маршалла Маклюэна. Влияние Хэвлока распространилось далеко за пределы исследований классического мира, выявив аналогичные переходы в других местах и временных периодах.
Биография
Закончил Кембридж. Профессиональную деятельность начал в Канаде, в одном из университетов Новой Шотландии, затем – в Торонтском университете. Стал одним из основателей социалистической Лиги социальной перестройки, выступал с политическими протестами, вызывая неудовольствие академического начальства. В 1930-е годы, помимо исследований греческой и латинской классики, начал разрабатывать идеи о ключевом значении новых, письменных технологий коммуникации для развития европейских обществ, общественной и философской мысли, сотрудничая в этом с Гарольдом Инннисом и закладывая основы для последующей работы Маршалла Маклюэна и Уолтера Онга (так называемой Канадской школы теоретиков медиа). В 1944 стал первым президентом Ассоциации филологов-классиков Онтарио. Профессор Гарвардского университета (1947-1963), Йельского университета (1963-1971), университета штата Нью-Йорк в Буффало (1971-1973). Ушел в отставку в 1973.
Труды
Книга Хэвлока Предисловие к Платону (1963), развивавшая его давние идеи о значении алфавитной письменности для расцвета греческой науки, политической и философской мысли, оказала большое влияние на мировую гуманитарию, была переведена на многие языки, включая японский, вызвала большую литературу. Позже она была дополнена книгами Пролог к греческой грамотности (1971), Революция грамотности в Греции и ее культурные последствия (1981) и Муза учится писать: Размышления об устном и письменном от античности до наших дней (1986).
В 1980-е годы идеи Хэвлока вызвали философскую критику со стороны А.Макинтайра и Л.Штрауса.
Основные публикации
- The Lyric Genius of Catullus (1939)
- The canons of Catullan criticism (1939)
- The Crucifixion of Intellectual Man, Incorporating a Fresh Translation into English Verse of the Prometheus Bound of Aeschylus (1950)
- The Liberal Temper in Greek Politics (1957)
- Preface to Plato (1963)
- Pre-Literacy and the Pre-Socratics (1966)
- Prologue to Greek Literacy (1971)
- Origins of western literacy (1976)
- The Greek Concept of Justice: From its Shadow in Homer to its Substance in Plato (1978)
- Communication arts in the ancient world (1978)
- The Literate Revolution in Greece and its Cultural Consequences (1981)
- Harold A. Innis: a memoir (1982)
- The Muse Learns to Write: Reflections on Orality and Literacy from Antiquity to the Present (1986)
- Chinese characters and the Greek alphabet (1987)