Реконструкция биографии
Жизнь Хаджи Бекташа окутана легендой. Основное сочинение о его жизни — «Вилайат-наме» Узуна Фирдоуси, написанное на турецком между 1481 и 1501 годом. Оно было создано на основе народных традиций в то время, когда в братство Бекташи стали проникать элементы народного шиизма, широко распространённого в Анатолии.
По «Вилайат-наме», Хаджи Бекташ был сыном Сейида Мухамеда ибн Мусы, правнука Мусы ибн Казима (ум. 799), седьмого из двенадцати имамов. Поскольку Хаджи Бекташ жил в XIII веке, такое родство невозможно. Родословные в позднейших источниках, заполняющие очевидный хронологический разрыв, сомнительны. Вероятно, они продиктованы желанием дать эпониму номинально шиитского братства имамитское происхождение.
Хаджи Бекташ, согласно «Вилайат-наме», родился в восточноиранском городе Нишапуре, однако независимые источники, подтверждающие это, неизвестны. Общей тенденцией турецкой житийной литературы конца XV века было описание священных персонажей, в особенно имеющих черты маламатийа, как «святых из Хорасана» (Хорасан эрлери). Тем не мене, весьма вероятно, что Хаджи Бекташ был среди беженцев, искавших на западе спасение от вторгнувшихся в Иран монголов.
Легенда рассматривает Хаджи Бекташа как заместителя (халифа) Ахмеда Ясави (ум. 1166), эпонима братства Ясавия, широко распространённого среди тюркских кочевников в Средней Азии. Ясави якобы отправил его в Анатолию для пропаганды братства. В действительности, Ахмед Ясави умер задолго до рождения Бекташа.
Достоверно, что Хаджи Бекташ прибыл в Анатолию через Найаф или Мекку. Он стал последователем жившего в Амасье Баба? Ильяса Хорасани, мюрид которого Баба? Исхак в 1239 году возглавил крупное восстание против султанской власти. Хадши Бекташ и его брат Ментеш поддержали выступление Баба Исхака в Сивасе, откуда направились в Амасью, Кыршехир и Кайсери. Оттуда Ментеш вернулся в Сивас, где был казнён, а Бекташ решил поселиться близ Кыршехира, в деревне Сулуджакарахёюк, ныне называемой Хаджибекташ (англ.). Там он провёл остаток жизни, проповедуя среди небольшой группы своих последователей. Впрочем, всех кто искал упорядоченного духовного обучения, он отсылал к своей преёмной дочери Хатун Ана.
Дата смерти Хаджи Бекташа дана на фронтисписе коллекции его трактатов, хранящейся в Анкарской библиотеке, как 669 год хиджры (=1270—1271 гг. н. э.). Тот же год обозначен в «Силсила-наме» дервиша Мухаммеда Шукюри, автора начала XX века. Другая возможная дата — 691 г. х. (=1291—1292 гг. н. э.) — так датирована вакуфная грамота на имя Бекташа. Первая гробница над его могилой была построена османским султаном Мурадом I (1359—1389).
Записи его собственных учений и верований содержатся в Макалат, единственном произведении надёжно атрибутируемом Бекташу. Вероятно, книга была сначала написана по-арабски на основании изречений Бекташа на турецком. Трактат сохранился в арабской версии и в более популярном турецком изводе, составленном одним из его последователей Са'д ад-Дином. В Макалат делается акцент на четырёхчастной структуре религии (шариат, тарикат, марефат, хакикат) и её проявлениях в материальном мире (четыре стихии), человеке (четыре разных духовных типа) и священной истории (четыре праведных халифа). Утверждение Бекташа, что человек создан по образу букв, образующих имя Мухаммеда, способствовало впоследствии хуруфитским влияниям на братство Бекташи.