О знаменитости
Франческо ди Джорджо Мартини: биография
Последним его крупным произведением является созданная между 1490 и 1495 годами для церкви Сан-Доменико в Сиене большая алтарная картина «Рождество», на которой можно видеть двух ангелов, явно позаимствованных у Боттичелли, и пастухов, которых написал уже Бернардино Фунгаи.
Франческо ди Джорджо был похоронен 29 ноября 1501 года в сиенской церкви Оссерванца. Предназначенную для этой церкви картину «Срывание одежд с Христа» (1501 г., Сиена, Пинакотека), задуманную Франческо, дописывал молодой Бальдассаре Перуцци.
Кроме больших алтарных картин, художник создал множество «Мадонн с младенцем». Произведения с этим сюжетом он писал на протяжении всей своей жизни: «Мадонна с двумя ангелами» (1465-70 гг., Галерея Лоу, Коралл Гэйблз, Флорида), Мадонна с младенцем и святыми» (1469 г., Бостон, Музей изящных искусств), «Мадонна с двумя святыми» (1470 г., Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем и ангел» (1471 г., Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» (1472, Авиньон, Пти Пале), «Мадонна с младенцем, св. Екатериной и ангелами» (1490, Мадрид, Собрание Тиссена Борнемиса).
Инженерные рисунки
Рисунки Франческо ди Джорджо нельзя назвать второстепенным делом в оставленном им наследии. Его увлечения инженерией нашли отражение в многочисленных набросках разнообразных механизмов и машин, включая проекты вечного двигателя. Общепринятая точка зрения гласит, что страстью конструирования он заразился от Мариано ди Якопо по прозвищу Таккола (1382 - ок. 1453). Не сохранилось никаких сведений о том, как идеи Такколы стали доступны Франческо ди Джорджо. По мнению одних учёных, записки с рисунками Такколы попали в руки Франческо в начале 1470-х годов, когда он по контракту с сиенским правительством работал гидроинженером, то есть уже после смерти Такколы. По мнению других, он лично был знаком с Такколой, ещё подростком посещая сиенский Студиум (университет), где тот служил секретарём. Так или иначе, но на последних листах De ingeneis («Об изобретениях») — записной книжки Мариано Такколы с набросками механизмов, есть пометки, оставленные рукой Франческо.
Подобную же книгу набросков составил и сам Франческо ди Джорджо. 1475-76 годами датируется сборник рисунков под названием Opusculum de architectura («Заметки об архитектуре»), в самом начале которого написано посвящение герцогу Урбино Федериго да Монтефельтро. В книге 81 страница из пергамена, многие из страниц исписаны с двух сторон. На них содержатся эскизы насосов, сифонов, водяных мельниц, лебёдок, стенобитных орудий, понтонных и других мостов, судов с колёсным ходом, военных кораблей и галер, подъёмных устройств, оружия, аппаратов для перемещения по воде и под водой, колёсных грузовых повозок, тягловых механизмов, методов подрыва мин, артиллерийских устройств, способов обороны гаваней, штурмовых лестниц, лафетов, планов крепостей и лабиринтов. Большинство этих набросков не вмещается в современное понятие «архитектура», однако Витрувий, далёкий древнеримский предшественник сиенского инженера, в своём труде по архитектуре обсуждал подобные устройства, и Франческо всего лишь следовал ему. Большинство рисунков книги не принадлежит руке Франческо ди Джорджо, но сделано его ассистентом. Многие механизмы из книги основаны на идеях Такколы. Копии машин Такколы и переводы с латыни фрагментов из его труда De ingeneis содержатся и в другом сборнике набросков механизмов принадлежавшем Франческо, карманного формата книжке Codicetto (уменьшительная форма от итал. codice — кодекс, то есть «малый кодекс»), составленной в 1470-90 годах.
Краткая библиография
- P. Galuzzi. Prima di Leonardo. Cultura delle macchine a Siena nel Rinascimento. Milano, 1991.
- F.P. Fiore, M. Tafuri. Francesco di Giorgio architetto. Siena-Milano. 1993.
- L. Bellosi. Francesco di Giorgio e il Rinascimento a Siena. Siena-Milano.1993.
- Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М. Терра. 1996. т. II
- L. Syson. Renaissance Siena. Art for a City. NGCL, London, 2007.
Комментарии
Комментарии
израильский архитектор
архитектор, автор градостроительного плана застройки г
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма
чешский архитектор
русский архитектор, банкир
русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст
немецкий архитектор, представитель раннего классицизма
итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко