Поделиться:

О знаменитости

Франческо ди Джорджо Мартини: биография


Его ученичество в мастерской Веккьетты считается почти несомненным. Вазари, в «Жизнеописаниях», изданных в 1568 году, сообщает об их совместной работе. Раннее творчество Франческо ди Джорджо представлено небольшим количеством работ. Вероятно, самым первым его произведением были три небольших панели от свадебного сундука: «Сюзанна и старцы», «Жена Потифара искушает Иосифа» и «Иосиф и братья» (1458 г., Сиена, Пинакотека, и Институт Уэлкам, Лондон). В них видно сильное влияние Веккьетты. Другим примером раннего творчества Франческо является портативная икона «Св. Доротея» (ок. 1460 г., Лондон, Национальная галерея). Трогательный образ святой-мученицы ведущей за руку младенца Христа с корзиночкой цветов, вероятно, брали с собой в дорогу для совершения молитв вне дома. К ранним произведениям также относят «Проповедь св. Бернардина» (1462-63 гг., Галерея Уолкера, Ливерпуль), где художник выстроил сцену, математически выверив перспективу, и несколько маленьких деревянных панелей с изображениями францисканских аллегорий, которые хранятся в разных коллекциях. К 1460-м годам причисляют также небольшую «Мифологическую сцену» из собрания Бернсона (Сеттиньяно, вилла Тати), «Наложение ярма послушания» (Старая пинакотека, Мюнхен), панель кассоне «Триумф Целомудрия» (ок. 1463-8, Музей Пола Гетти, Лос Анджелес), маленькое «Рождество» из собрания Кресса (1460-65, Хай арт мюзеум, Атланта), и миниатюру фронтисписа манускрипта «De animalibus», которую одни исследователи считают выполненной в 1463 году, другие в 1470.

К этому периоду относятся также три таволетта, расписанные Франческо для сиенского казначейства, Биккерны — «Папа Пий II посвящает в епископы Франческо Пикколомини Тедескини» (1460 г.), «Коронование Пия II» (1460-62) и «Мадонна дель Терремото» (или «Мадонна, защищающая Сиену от землетрясений»1467-68 гг.) — все хранятся в городском архиве Сиены. Особенно любопытно последнее произведение. Согласно хроникам, в августе — сентябре 1467 года в Сиене произошло землетрясение, и перепуганные жители вынуждены были жить в лагере за городскими стенами. Хронист Джироламо Джильи утверждал, что сама Богородица устроила это несчастье (тогда подобные природные катаклизмы считали наказанием божественных сил за человеческие грехи, которое можно устранить молитвой). Однако сразу после землетрясения Мадонна чудесным образом явилась в кроне дуба недалеко от Витербо. Сиенцы расценили это как знак божественной защиты Мадонной их города, и отправили в Витербо делегацию из представителей лучших фамилий с дарами. Эти события и послужили источником для создания произведения. Исследователи усмотрели в картине участие какого-то ассистента Франческо, и высказывают мнение, что самому мастеру принадлежит только её дизайнерский замысел, но выполнена она одним из сотрудников мастерской.

Стиль Франческо ди Джорджо в 1470-80-х годах значительно отличается от стиля его ранних работ. В 1467 году он вместе с Нероччо де Ланди организовал мастерскую, Societas in arte pictoria, в которой кроме них работали разные сиенские художники. В документах 1470-80-х годов фигурируют имена Лотто ди Доменико, Антонио ди Капитоло и Якопо Коццарелли. Исследователи давно обратили внимание, что картины, лично написанные Франческо, и другие приписываемые ему картины, вышедшие из мастерской, имеют существенные различия. Особенно заметна разница между его более «флорентийской» скульптурой и более «сиенской» живописью. Итальянский искусствовед Лучано Беллози в 1993 году разрешил это противоречие, высказав гипотезу (которая ныне стала общепринятой), что «боттега» то есть мастерская Франческо была организована иначе, чем иные ренессансные мастерские, в которых глава участвовал в производстве картины от начальной стадии до её завершения. Франческо, по всей вероятности, придумывал только общий дизайн картины, её сценографию, а выполнение поручалось кому-то из его менее искусных ассистентов. Одного из них окрестили Fiduciario (Фидучьярио, то есть фидуциар, доверенный помощник), поскольку манера его письма регулярно обнаруживается в картинах Франческо.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Авраам Ясский Авраам Ясский

израильский архитектор

Ясныгин Иван Денисович Ясныгин Иван Денисович

архитектор, автор градостроительного плана застройки г

Юлиан Янушевский Юлиан Янушевский

виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма

Павел Янак Павел Янак

чешский архитектор

Николай Иванович Якунин Николай Иванович Якунин

русский архитектор, банкир

Аскольд Павлович Якубовский Аскольд Павлович Якубовский

русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст

Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф

немецкий архитектор, представитель раннего классицизма

Юварра, Филиппо Юварра, Филиппо

итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора