Биография
Отец – историк искусства и художественный критик Альбер Франкастель, мать – дочь бельгийского художника Феликса тер Линдена. В детстве перенес полиомиелит, сделавший его пожизненным инвалидом. Закончил Сорбонну по факультету классических языков и литератур.
Вырос в Версальском дворце, где трудился отец, здесь же с 1925 работал сам над диссертацией о скульптуре Версаля. С 1930, защитив диссертацию, становится директором Французского института в Варшаве, читает лекции в Варшавском университете. С 1936 преподавал в Страсбургском университете. Участвовал в Сопротивлении. После войны по приглашению Люсьена Февра занял в 1948 пост профессора на созданной специально для него кафедре социологии искусства в Практической школе высших исследований в Париже.
Исследовательский подход
Развивал идеи Дюркгейма о коллективных представлениях и его исследования символических классификаций, соединяя их с историческим подходом школы Анналов и предвосхищая позднейшие разработки по социологии пространства и других символических форм, истории ментальностей и сферы воображаемого. Ученого отличает широкий исторический кругозор, в сферу его профессиональных изысканий входит европейское искусство от эпохи Средневековья и Возрождения до импрессионизма, кубизма и беспредметной живописи. Его интересовали отношения между искусством и технологией, искусством и идеологией, искусством и публикой.
Избранные труды
- La sculpture de Versailles; essai sur les origines et l’?volution du gout fran?ais classique (1930)
- La Pologne pittoresque (1934)
- L'impressionnisme; les origines de la peinture moderne de Monet ? Gauguin (1937)
- Monet, Sisley, Pissarro (1939)
- Le style empire (1939)
- L'humanisme roman. Critique des th?ories sur l'art du XIe si?cle en France (1942)
- Fronti?res du gothique (1945)
- L'histoire de l?rt, instrument de la propagande germanique (1945)
- Nouveau dessin, nouvelle peinture; l’?cole de Paris (1946)
- Peinture et soci?t?: naissance et destruction d’un espace plastique, de la Renaissance au cubisme (1952)
- Histoire de la peinture fran?aise, la peinture de chevalet du XIVe au XXe si?cle (1955)
- Histoire de la peinture italienne, t.1-3 (1955-1963, в соавторстве с Гальенной Франкастель)
- Art et technique aux XIXe et XX si?cles (1956)
- Est?ve (1956)
- Utopie et institutions au XVIIIe si?cle; le pragmatisme des Lumi?res (1963)
- Art et technique (1964)
- La r?alit? figurative, ?l?ments structurels de sociologie de l'art (1965)
- La Figure et le lieu, l'ordre visuel du Quattrocento (1967)
- Le Portrait; 50 si?cles d'humanisme en peinture (1969, в соавторстве с Гальенной Франккастель)
- ?tudes de sociologie de l'art (1970)
- L'image, la vision et l'imagination: l'objet filmique et l'objet plastique (опубл. 1983, в соавторстве с Гальенной Франкастель)
- Une destin?e de capitale: Paris (опубл. 1984)
Признание и награды
Франкастель – один из наиболее авторитетных социальных историков и социологов искусства. Его книги неоднократно переиздавались при жизни и републикуются до нынешнего дня, они переведены на японский и многие европейские языки. Лауреат премии Коллеж де Франс (1957). В 1963 ему был присужден Орден Почётного легиона, но учёный от него отказался.
С 2004 в университете Париж-Нантерр действует Центр междиспиплинарных исследований современного искусства имени Пьера Франкастеля, он публикует свои «Тетради».
Публикации на русском языке
- Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. СПб: Наука, 2005 (Французская библиотека)