Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Отец Марины, Цветаев Иван Владимирович, филолог, занимал должность профессора в Московском университете на кафедре истории и теории искусств. Именно по его инициативе в 1912 году в Москве открылся Музей Александра III, позже переименованный в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать Марины, Мария Александровна (в девичестве Мейн) предрекла дочери участь поэта, когда малышке исполнилось лишь четыре года, и отметила это в своих дневниках. Пророчество сбылось полностью.
Зиму Цветаевы обычно проводили в Москве. А на лето уезжали в небольшой городок Тарусу в Калужской губернии. Посещали они и страны Европы. В одиннадцать лет Марина училась в Лозанне, во французском интернате, а год спустя вместе с сестрой Асей обучалась в Германии (Фрейбург).
Семья Цветаевых была дружной, и потому смерть Марии Александровны в 1906 году была воспринята как катастрофа. Марина одинаково уважала и любила мать и отца, но все же к матери существовало особенно трепетное отношение, которое сохранилось на всю жизнь. И все-таки даже в собственной семье Марина ощущала себя в детстве и юности одинокой, отгораживая внутренний мир не только от брата и сестер, но и от матери, которую считала идеалом женщины. Жизнь Марины протекала среди книг и созданных воображением образов.
Языки Марине давались легко, и в четырнадцать лет она перевела с французского драму «Орленок» Э. Ростана. А стихи начала писать еще в шестилетнем возрасте, однако ранние произведения и переводы не сохранились. Первые произведения Цветаевой были напечатаны в 1910 году – книгу стихов «Вечерний альбом» она издала за собственный счет и очень мало заботилась о том, как ее примет критика. Марина вообще демонстрировала крайнюю независимость и совершенное пренебрежение некой общественной роли поэта и литератора. Она не считала написание стихов профессиональным занятием и рассматривала свое творчество как обычное самовыражение. Тем не менее на квартиру к Цветаевым неожиданно пришел известный поэт Максимилиан Волошин, пораженный юным талантом. Впоследствии Цветаеву и Волошина связывала длительная дружба.
Несмотря на безразличие самой Марины к критике, «Вечерний альбом» был доброжелательно принят не только Волошиным, но и М. С. Шагинян, Н. С. Гумилевым и В. Я. Брюсовым. Вторая книга Цветаевой, «Волшебный фонарь», вышла в 1912 году, но новых поэтических черт или оригинальности в ней не имелось. Сама Цветаева почувствовала, что это всего лишь повторение первой книги и в 1913 году издала сборник стихов «Из двух книг», в который вошли лишь сорок стихотворений из двухсот тридцати девяти, составивших первые две книги. Подобное отношение свидетельствует о критическом отношении к самой себе и явном росте понимания своего предназначения. В то же время Марина Цветаева не посещала никаких литературных кружков, хотя дружила с поэтами и писателями разных течений.
Лето 1911 года Анастасия и Марина Цветаевы провели на даче Волошина в Коктебеле. Именно здесь Марина познакомилась со своим будущим мужем, Сергеем Эфроном. Поженились они в том же году, и это был очень счастливый брак. Ася Цветаева была рада за сестру, так как Сергей помог Марине превратить ее романтические фантазии во вполне реальные человеческие чувства. Но супружеской жизни предстояло испытание – революция 1917 года. Сергей Яковлевич Эфрон примкнул к Белому движению и принял участие в московских боях с большевиками. Имея офицерское звание, он участвовал в боях под командованием генерала Маркова, Ледяном походе и оборонял Крым от наступающих частей Красной Армии. Из Крыма Эфрон эмигрировал в Константинополь.
На плечи Марины обрушилось забота не только о домашнем хозяйстве, но и о двух дочерях. Не дать девочкам умереть от голода в то время было делом нелегким, и Марина пошла на отчаянный шаг – обеих дочерей она отдала в приют. Но вскоре дети заболели, и старшую, Алю, пришлось забрать домой. Через два месяца младшая дочь Цветаевой. Ирина, умерла. Это было тяжелое испытание – и стихи Марины потеряли мелодию и звучность. Можно сказать, что из них ушла жизнь.